АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ
[float=left][/float]
электро-механическое автоматическое заряжание карусельного типа емкостью 22 патрона. Все 22 патрона хранятся в отдельных кассетах, расположенных радиально вокруг центральной втулки, в которой расположены двигатель вращения карусели и привод, а также источник питания башни. Автоматическое заряжание в Т-72Б было модернизировано для переноски ракет. Новое автоматическое заряжание обладало более высокой надежностью, а также могло хранить более длинные снаряды. Сначала мы рассмотрим оригинальный автомат заряжания «Урал» (известный как АЗ-172), а затем рассмотрим более новый автомат заряжания «Т-72Б» (известный как АЗ-184) в контексте улучшений, которые были внесены в оригинальную модель. Патент на автомат заряжания Т-72Б (патент России № 2204776) доступен здесь. В Т-72 используется тип «АЗ» Как упоминалось ранее в этой статье, наводчик управляет автоматом заряжания с блока управления, расположенного на прицеле ТПД-К1, а у командира есть свой собственный набор элементов управления.
Согласно воспоминаниям Леонида Карцева, автоматическое заряжание в стиле АЗ было разработано независимо конструкторским бюро УКБТМ после того, как Карцев осмотрел Т-64 во время его испытаний и почувствовал себя «в ловушке» из-за кольца боеприпасов, окружающего башню, отметив, что у экипажа в башне не было никакой формы контакта с водителем, кроме системы внутренней связи. По возвращении в Нижний Тагил он приказал создать систему автоматического заряжания с другой схемой размещения боеприпасов с намерением превзойти автоматическое заряжание МЗ, в результате чего появилось автоматическое заряжание АЗ. Этот новый автомат заряжания был впервые установлен на объект 167М, прежде чем был реализован на объекте 172, а затем доработан на Т-72 «Урал» как АЗ-172. Автомат заряжания АЗ заменил увеличенную мощность автоматического заряжания МЗ на 28 патронов на полностью электрическую моторизованную систему, немного уменьшенную мощность на 22 патрона и более низкий профиль. Нюансы работы этого автомата заряжания станут темой обсуждения.
[float=right]
Устройство автомата заряжания АЗ-172
[/float]
Автоматическое заряжание состоит из трех основных узлов:
1. досылатель;
2. карусели;
3. механизм подъема кассет.
Боеприпасы хранятся в карусели, которая окружает блок распределения питания с контактным кольцом в основании башни. Карусель — это просто вращающаяся рама с кассетами, в которой хранятся боеприпасы. Кассеты удерживаются в основном за счет силы тяжести и отделены друг от друга выступающими опорами. С более широкой точки зрения общей компоновки танка, этот метод хранения боеприпасов непосредственно аналогичен напольным стеллажам для боеприпасов, которые используются в широком спектре танков эпохи Второй мировой войны, включая танки эпохи холодной войны, унаследовавшие конструктивные особенности эпохи Второй мировой войны, наиболее заметными из которых являются серии M46, M47 и Centurion. Каркас карусели и ее втулка на блоке распределения мощности с контактным кольцом хорошо видны на фотографии ниже, взятой из MSM Land Systems.
Подъемник представляет собой цепной механизм, который поднимает кассету в положение заряжания за казенной частью орудия, где она забивается в орудие силовым досылателем.
Во время боя происходит следующее:
1. Наводчик выбирает тип боеприпаса на своем селекторе и нажимает кнопку «зарядить»;
2. Пушка поднимается до угла заряжания, в то же время поднимается заглушка для извлечения гильзы от предыдущего выстрела (поднимается, но не выбрасывается, если гильзы нет);
3. Карусель вращается до тех пор, пока не достигнет кассеты с патроном выбранного типа;
4. Карусель останавливается, когда кассета оказывается непосредственно под подъемником;
5. Подъемник поднимает кассету в боевое положение № 1, размещая снаряд за казенной частью;
6. Силовой трамбовщик выдвигается для тарана снаряда и убирается;
7. Подъемник опускает кассету в боевое положение № 2, размещая порох за казенной частью;
8. Силовой трамбовщик выдвигается для забивания топлива и убирается;
9. Лифт опускает кассету обратно в карусель. Блок памяти помечает кассету как пустую.
[float=right][/float]
Некоторые из этих этапов цикла загрузки частично совпадают, но в остальном это полностью описывает хронологическую последовательность цикла загрузки.
В воспоминаниях Леонида Карцева утверждается, что он превосходил Т-64А, поскольку гильза от стреляной гильзы была значительным источником паров топлива из-за тлеющих остатков внутри гильзы, и что утилизация гильзы уменьшила концентрацию паров в боевом отделении. В этом утверждении есть доля правды, поскольку видеозапись показала, что даже когда после выстрела из казенной части пушки практически не выходит дым (что указывает на исправную работу эжектора), гильза от стреляной гильзы все еще может загрязнять боевое отделение, пока полностью не сгорит тлеющий остаток пороха. Это видео — хороший пример этого. Мы также можем видеть из видеозаписей артиллерийских расчетов, что это справедливо и для унитарных боеприпасов с полной гильзой, поэтому немедленное выбрасывание гильзы из башни Т-72 благоприятно сказывается на рабочей обстановке экипажа. Однако открытие отверстия для выброса подвергает боевое отделение воздействию неочищенного воздуха в среде, загрязненной NBC, чего удалось избежать с помощью механизма возврата заглушки в автомате заряжания Т-64. Тем не менее, загрязнение от попадания частиц облученной пыли считалось на приемлемом уровне, что было удовлетворительно для Советской армии, поскольку преобладающей заботой была возможность действовать на поле боя, зараженном ядерным оружием, при этом химические и биологические загрязнители имели второстепенное значение.
Важно отметить, что создание 125-мм полусгораемых патронов было связано с разработкой полусгораемых боеприпасов для 115-мм пушки Д-68 для Т-64, и основным обоснованием использования этого типа боеприпасов вместо обычных боеприпасов в металлической гильзе было облегчение работы автоматического заряжания за счет устранения неудобств обращения с большой пустой гильзой, а также неудобства пустой траты места, которое она занимала, если ее просто выбрасывать на пол боевого отделения. Для автоматического заряжания Т-72 эти преимущества проявляются лишь в очень незначительной мощности, поскольку заглушка выбрасывается. Небольшой размер заглушки полезен тем, что она не мешает кассете при ее подъеме в положение трамбовки, поскольку механизм выталкивания имеет ограниченный зазор с кассетой. Небольшой размер также выгоден на случай, если механизм улавливания окурков не сможет поймать окурок и он упадет на крышку карусели. В этом случае цикл загрузки не нарушается.
Каждый снаряд и метательный заряд, хранящиеся в карусели, помещены в двухъярусную стальную кассету для боеприпасов с удлиненными накладками для правильного размещения снаряда или метательного заряда в патроннике оружия. Диаметр карусели соответствует ширине корпуса. Ниже вы можете видеть, как кассеты с боеприпасами устанавливаются на раму карусели автоматического заряжания Т-72Б3. Карусель вращается независимо от башни и крышки на ней как при обычном, так и при ручном управлении. На раме карусели установлены ролики, обеспечивающие плавное вращение карусели вдоль крышки.
Выемка на краю центральной втулки отмечает место, где лоток находится на одном уровне с люком на крышке карусели. Выемка позволяет снарядам, длина которых физически превышает длину кассеты с боеприпасами, проходить через люк. Как показано на двух фотографиях ниже, сама карусель представляет собой простую каркасную раму, изготовленную из сварных стальных труб и прессованной листовой стали и относительно легкую. Центральная втулка карусели располагается вокруг блока распределения мощности, который подает питание на башню.
Диаметр карусели автоматического заряжания составляет около 1800 мм, а высота карусели — около 450 мм. Причина меньшей мощности автоматического заряжания АЗ по сравнению с автоматами серии МЗ, используемыми в Т-64 и Т-80, носит конструктивный характер; оба автомата заряжания размещают снаряды по кругу, но карусель АЗ также размещает метательные заряды. Имея больший диаметр, размер круга, который можно расположить, следовательно, меньше, поэтому можно разместить меньше патронов. Из-за этого автомат заряжания АЗ имеет меньшую мощность, несмотря на тот же диаметр, что и автомат заряжания МЗ.
Также наблюдается определенная потеря объемной эффективности, поскольку оба автомата заряжания снабжены цилиндрическим пространством в баке. Боеприпасы, расположенные по кругу, образуют многогранный многоугольник, диаметр боеприпасов которого равен одной стороне многоугольника. Чем больше сторон у многоугольника, тем ближе он к истинному кругу. Имея 28 патронов, автомат заряжания МЗ заполняет цилиндрическое пространство 28-гранным многоугольником, тогда как автомат заряжания АЗ заполняет свое цилиндрическое пространство 22-гранным многоугольником. Разница в объемной эффективности очевидна из наблюдения того факта, что промежутки между снарядами в автомате заряжания АЗ намного больше, чем промежутки в автомате заряжания МЗ.
Тем не менее, на практике автоматы заряжания серии МЗ значительно менее эффективны по объему из-за большого объема, занимаемого рычагом подъема кассеты, подвешенным под каруселью. Этот рычаг необходим для подъема кассеты в боевое положение за казенной частью орудия. Как показано на изображении слева ниже, под каруселью оставлен очень большой пустой объем, позволяющий рычагу подъема кассеты вращаться вместе с кабиной. Для сравнения, карусель АЗ (справа, внизу) находится почти прямо над торсионными балками.
Для боевого отделения заданного объема подход АЗ carousel к проектированию уменьшает количество боеприпасов в самой карусели, но обеспечивает чистое увеличение полезного объема, что идет на пользу экипажу, и может быть использовано для размещения дополнительных боеприпасов в резервных стеллажах.
Внутри карусели патроны хранятся в металлических кассетах. Каждая кассета состоит из пары сварных цилиндров со стальными стенками и встроенными запорными механизмами для надежного удержания боеприпасов на месте. Вес полной кассеты составляет 14,2 кг. Верхняя половина кассеты составляет 6,9 кг, а нижняя половина — 7,3 кг. Было измерено, что толщина стенки кассеты в автомате заряжания бывшего танка Т-72М, эксплуатируемого NVA, составляет 2,54 мм. Согласно спецификациям ГОСТ, толщина стальных листов, ближайшая к 2,54 мм, составляет 2,5 мм, и, вероятно, истинная толщина стенок кассеты составляет 2,5 мм. Дополнительная толщина, измеренная на реальном образце, вероятно, связана с нанесением краски поверх металла. Кассеты можно рассматривать как замену металлическому корпусу для полусгораемых патронов, которые в противном случае более хрупки к механическим воздействиям и осколкам.
Максимальная длина каждой кассеты составляет 680 мм, что всего на 2 мм длиннее, чем у тепловых снарядов, которыми оснащаются Т-72, таких как БК-14 и БК-18, и всего на 5 мм длиннее, чем у осколочных снарядов типа ОФ-19. Боеприпасы APFSDS, поставлявшиеся танкам во время холодной войны, были самыми короткими среди трех основных типов боеприпасов, и даже снаряд 3BM-46 «Свинец» легко помещался в кассету с боеприпасами.
В карусели Т-72Б используются модифицированные кассеты для размещения управляемых ракет. Модифицированные кассеты имеют специальные защелки с обеих сторон для размещения управляемых ракет и предотвращения случайного раскрытия стабилизирующих пластин ракеты при попадании ракеты в пушку.
Хотя новые кассеты предназначены для размещения управляемых ракет, длина кассет остается на уровне 680 мм, поэтому управляемые ракеты 9М119 (длиной 695 мм), поставляемые на танки Т-72Б, будут выступать над кассетой на 15 мм. Основным фактором, позволившим перевозить управляемые ракеты в карусели автоматического заряжания, были не модифицированные кассеты, а уменьшение диаметра втулки карусели. Благодаря положениям для размещения противотанковых ракет, патроны APFSDS большей удлиненности совместимы с автоматическим заряжанием АЗ-184.
Известный автор Стивен Дж. Залога утверждает, что были некоторые проблемы с прицеливанием прицельной системы и пушки, потому что прицел был стабилизирован независимо, и вертикальный стабилизатор пушки иногда не синхронизировался со стабилизатором в прицеле, когда пушка возвращалась в исходное положение по завершении цикла заряжания. Однако сомнительно, что эта проблема действительно существует, потому что стабилизатор пушки подчинен независимо стабилизированному прицелу ТПД-К1, а система управления огнем оснащена электронным стробированием огня через преобразователь на цапфе орудия, поэтому стабилизатор всегда будет пытаться навести пушку как можно ближе к точке прицеливания прицела и разрешать стрельбу только при совпадении прицела и орудия с погрешностью 0,5 мил. Центровка никогда не будет идеальной, потому что стабилизатор оружия менее точен, чем стабилизатор прицела. Залога, возможно, ошибочно назвал небольшую ошибку центровки между двумя сшитыми системами недостатком конструкции.
Цикл автоматического заряжания требует, чтобы пушка была зафиксирована на заранее запрограммированном возвышении + 3 ° 30' (+ 3,5 градуса), что выполняется автоматически при начале цикла. Во время цикла перезарядки кассета поднимается в боевое положение с помощью электрического подъемника с цепным приводом, и боеприпасы, состоящие из двух частей, забиваются в казенную часть орудия. Сначала заряжается снаряд, а затем следует метательный заряд. Поскольку пушка автоматически поднимается на + 3,5 градуса в начале цикла перезарядки, верхняя половина подъемника автоматического заряжания слегка наклонена на тот же угол, чтобы выровнять кассету с казенной частью. Небольшой наклон виден на схеме ниже. На схеме показано автоматическое заряжание типа Т-72 «Урал». У Т-72Б модифицированная карусель, но в остальном автоматическое заряжание идентично.
Электродвигатель вращения карусели показан на рисунке-вырезе ниже. Двигатель установлен поверх верхней крышки карусели, а блок памяти ZU-172, который записывает положение каждого патрона, хранящегося в автомате заряжания (среди прочего), установлен поверх двигателя.
Электродвигатель механизма подъема кассеты с боеприпасами установлен на потолке башни. Использование электрического механизма подъема кассеты с боеприпасами вместо гидравлической системы автоматического заряжания МЗ позволяет уменьшить объем легковоспламеняющейся гидравлической жидкости, расположенной вблизи боеприпасов, что косвенно повышает живучесть танка.
Гильзы для метательных зарядов автоматически выбрасываются с помощью устройства для улавливания гильз через небольшое отверстие в задней части башни, видимое ниже:
Механизм улавливания окурков регистрирует наличие кожуха с помощью переключателя, установленного в рычаге в форме лопасти, расположенном за улавливателем окурков, показанном на чертеже справа. Рычаг в форме лопасти также предотвращает выпадение окурка из задней части устройства для улавливания окурков. Когда заглушка гильзы выбрасывается из пушки, она ударяется о штифт (4) в задней части лопастевидного рычага, который отрывает токопроводящую плоскую пружину (5) от электрического контакта (6), разрывая цепь и побуждая систему зарегистрировать наличие заглушки гильзы метательного заряда в механизме улавливания заглушек.
Когда наводчик активирует автоматический заряжатель для заряжания пушки, механизм улавливания заглушки поднимается к эжекционному отверстию в крыше башни с помощью линейного привода, установленного под казенной частью орудия, и заглушка выбрасывается парой выталкивающих рычагов, приводимых в действие торсионной балкой. Когда выбрасывающий механизм опускается обратно в свое положение за казенной частью, торсион для выбрасывателей перематывается. Рычаг в форме лопасти отводится в сторону (в направлении наводчика) подъемником кассеты с боеприпасами, чтобы освободить место для забивного механизма.
Если окно выброса не открывается или открывается не вовремя из-за электрической или механической неполадки, выброшенный заглушка гильзы может упасть обратно в танк без возможности причинить вред командиру или наводчику.
При заряжании пушки вручную при полном отсутствии электроэнергии заглушка стреляной гильзы, удерживаемая в механизме улавливания гильз, извлекается путем ручного отвода рычага в форме лопасти. После этого заглушку гильзы можно просто выдвинуть из задней части устройства для улавливания заглушек и выбросить или спрятать где-нибудь в танке. При стрельбе из пистолета вручную после каждого выстрела следует извлекать заглушку стреляной гильзы. В противном случае заглушка гильзы от следующего выстрела ударится о предыдущую заглушку и упадет на крышку карусели. Стрельба без извлечения заглушки допускается в чрезвычайных ситуациях, но ее следует избегать. На фотографии ниже показана заглушка, извлекаемая вручную.
В отличие от того, что предполагает большинство людей, полностью возможно разрядить пушку после того, как она уже заряжена. Хотя это и не всегда необходимо, это может быть полезно, когда одна за другой появляются две разные угрозы. Например, вражеская пехота может появиться после того, как Т-72 закончит разбираться с вражеским танком, поэтому потребуется переход на ОФС. Если ОБПС все еще заряжен в пушке, его нужно будет разрядить, либо вернув в автомат заряжания, либо выстрелив, возможно, в ранее подбитый вражеский танк, чтобы убедиться, что он действительно выведен из строя. Если желательно экономить боеприпасы ОБПС, то заряженный патрон следует выпускать из задней части пушки, а не спереди. Это можно сделать, просто воспользовавшись блоком управления автоматическим заряжанием командира. Кассета с пустыми патронами поднимается с карусели, благодаря чему командир может открыть затвор вручную, используя рукоятку управления затвором. Выброс метательного заряда осуществляется автоматически с помощью встроенного в пушку эжектора. Нажатие на рукоятку управления затвором открывает затвор и возврат рукоятки управления затвором в походное положение вручную приводит в действие выбрасыватель, выталкивающий метательный заряд из патронника. Патронник не выбрасывается; его необходимо извлекать вручную. Метательный заряд и снаряд вставляются в пустую кассету и возвращаются на карусель автоматического заряжания. После этого наводчик может продолжить процесс поражения цели в обычном режиме. Количество времени, необходимое для выполнения этой операции, нетривиально, но это абсолютно возможно, если того требует ситуация.
Автоматическое заряжание способно распознавать положение каждого снаряда, хранящегося в карусели, используя блок памяти carousel storage, как показано ниже (модель ЗУ-172 для автоматического заряжания АЗ-172). В этой модели в карусели можно проиндексировать три типа боеприпасов. Это устройство установлено рядом с люком в крышке карусели, в месте, где командир может легко получить к нему доступ при пополнении карусели.
Чтобы загрузить боеприпасы в автомат заряжания, командир должен использовать свой блок управления для переключения между кассетами. После загрузки кассеты он должен ввести тип боеприпаса в блок памяти, нажав одну из трех кнопок, по одной для каждого типа снаряда: КС (К), ОБПС (б) или ОФС (O). При нажатии любой из трех кнопок блок памяти записывает соответствующий тип боеприпасов и возвращает кассету в карусель, затем карусель переключается на следующую пустую кассету.
Блок памяти индексирует тип боеприпасов на диске с данными, хранящемся внутри круглого корпуса. Тип боеприпасов определяется с помощью двоичной системы на диске с данными. На поверхности диска расположены четыре магнитных кольца. Кольца разделены в общей сложности на двадцать две группы; по одной группе на каждый патрон размещены в карусели автозапуска. Каждая группа состоит из трех наборов по четыре сектора колец. В каждой группе четыре сектора предназначены для регистрации типа боеприпасов (комплект боеприпасов), четыре используются для определения момента торможения двигателя вращения карусели (комплект торможения), а четыре используются для определения места остановки карусели, чтобы выстроить боеприпасы в линию к люку (комплект остановки). В каждом секторе хранится один бит данных. Поскольку существует двадцать две группы с двенадцатью элементами записи данных, способными хранить по одному биту каждая, считается, что диск с данными имеет емкость 264 бита.
Внутри каждой группы сектора разделены на следующие наборы:
ПК3, ПК6, ПК9, ПК12 — для записи боеприпасов типа
ПК2, ПК5, ПК8, ПК11 — инициировать торможение,
ПК1, ПК4, ПК7, ПК10 — остановить карусель.
Набор записей боеприпасов будет записывать один тип боеприпасов в каждом секторе:
ПК3 — Пустой
ПК6 — ОФС
ПК9 — ОБПС
ПК12 — КС
Когда контакты считывателя данных поворачиваются вокруг закрепленного диска, первый набор, который будет считан системой, — это набор записей о типе боеприпаса. Затем, когда карусель продолжит вращаться, контакты считывающего устройства будут касаться тормозной системы, в результате чего двигатель вращения карусели начнет торможение. Как только контакты считывателя достигают стопорного положения, двигатель сильно тормозит карусель, чтобы зафиксировать ее на месте, установив на подъемник кассеты. Если тип боеприпасов, считываемый системой, не соответствует типу, выбранному стрелком на его селекторе, режимы торможения и остановки игнорируются.
Когда наводчик активирует цикл заряжания автопогрузчика, двигатель карусели получает команду на вращение, но он не знает, когда остановиться, пока блок памяти не достигнет соответствующего типа боеприпасов, поэтому, если наводчик выбирает ТЕПЛОВЫЕ патроны, карусель будет вращаться до тех пор, пока система не считает соответствующий двоичный код на диске с данными, после чего команда на торможение и остановку двигателя карусели считывается и обрабатывается автоматом заряжания.
Другими словами, система не знает, каков кратчайший путь к выбранному типу боеприпасов. Эта система ограничивает вращение карусели только в одном направлении, хотя двигатель фактически способен вращаться в обоих направлениях. Из-за системных ограничений обратный поворот активируется только при торможении вращения карусели. Это не похоже на автоматическое заряжание МЗ танков Т-64А и Т-80, которые оснащены системой памяти автоматического заряжания, способной динамически считывать расположение всех боеприпасов, хранящихся внутри карусели, и отображать это в цифровом виде на специальном круглом устройстве. Однако автомат заряжания МЗ также не способен вращаться в обоих направлениях. Вместо этого в автомате заряжания МЗ есть режим «последовательного» заряжания, при котором карусель автоматически переключается на следующий патрон выбранного стрелком типа сразу после заряжания.
[float=left][/float]
После того, как патрон загружен и кассета с патронами возвращается на карусель, блок памяти мгновенно перезаписывает данные до нулевого значения, чтобы представить состояние пустоты кассеты, так что автомат заряжания будет игнорировать пустые кассеты при загрузке. И наоборот, система меняется на противоположную, когда автомат заряжания переводится в режим пополнения, так что при пополнении карусели карусель останавливается только на пустых кассетах, игнорируя заполненные кассеты.
При пополнении карусели запись информации о боеприпасах производится тремя токопроводящими контактами, соединенными с магнитными кольцами через электрические контакты. Хранение данных осуществляется путем изменения полярности групп секторов на положительную или отрицательную с помощью электрических контактов. Электрические контакты подпружинены, чтобы удерживать их в контакте с магнитными кольцами, чтобы гарантировать, что считывание и запись данных все еще возможны, даже когда устройство испытывает сильные вибрации, например, когда танк движется по пересеченной местности или после удара по танку ударной волной от взрыва. Однако постоянное давление со временем изнашивает как магнитное кольцо, так и электрический контакт по мере вращения диска, что приводит к потере возможности записи и считывания данных, а проводящая металлическая пыль, образующаяся при трении контакта о поверхности колец, может загрязнять другие части устройства, вызывая ошибки считывания. Такие ошибки могут помешать автомату заряжания принимать новые боеприпасы при их загрузке, или привести к тому, что автомат заряжания потеряет представление о том, где хранятся боеприпасы, или даже «забудет», когда прекратить вращение карусели, если она уже находится в движении, так что она будет вращаться бесконечно. Даже если поверхности записи не изношены, устройство также может выйти из строя из-за накопления пыли и копоти с течением времени. На этом этапе можно либо заменить электрические контакты на жестком диске, либо заменить весь блок памяти. Это простая задача, которую можно выполнить в полевых условиях при наличии запасного блока памяти, поскольку для замены блока требуется только отсоединить электрический кабель от старого.
[float=right][/float]
Вращение контактов считывателя вокруг неподвижного диска с данными осуществляется не внутренним двигателем, а, скорее, двигателем вращения карусели через редуктор, ведущий к валу, проходящему через нижнюю часть блока памяти.
Очевидно, что конструкция диска с данными представляет собой чрезвычайно простую и архаичную форму жесткого диска с чрезвычайно низкой емкостью. Однако недостаточная сложность полностью оправдана отсутствием необходимости хранить большой объем данных и высокой надежностью, требуемой от системы. Простая конструкция блока памяти обеспечивает высокую устойчивость к ударам и механическим повреждениям, а его автономный корпус облегчает быструю замену в случае его повреждения. По-видимому, одним из наиболее распространенных источников неисправностей автомата заряжания является блок памяти.
Из-за ограничения в количестве трех типов боеприпасов этот блок памяти не используется в Т-72Б, так как в нем появился новый тип боеприпасов: управляемые ракеты. Согласно патенту на автоматическое заряжание Т-72Б (патент России № 2204776), запоминающее устройство было модернизировано для приема четвертого типа боеприпасов; ракеты. Модернизированный блок памяти также был улучшен для повышения надежности.
Для записи четвертого типа боеприпасов диск с данными оснащен пятью магнитными кольцами вместо четырех. В первом секторе набора боеприпасов записана пустая кассета, в то время как в четырех других — ПТУР, ОБПС, КС и ОФС. Емкость хранилища увеличена до 330 бит. Кроме того, это новое запоминающее устройство оснащено новым механизмом ввода с поворотным диском вместо трех кнопок. Метод считывания и записи данных функционально тот же, отличающийся только тем, как функционирует механизм. Шкала имеет четыре положения для обозначения четырех типов боеприпасов. Чтобы выбрать и индексировать тип боеприпасов, шкалу поворачивают в одно из четырех положений, а затем нажимают. Положение циферблата служит для установки механического упора, ограничивающего расстояние, на которое контакт записи может перемещаться по диску. При нажатии на диск включается серводвигатель для перемещения записывающего контакта до упора, а затем через записывающий контакт проходит ток. На какой бы сектор ни был наложен контакт, будет подано напряжение. Таким образом, один из пяти секторов будет переключен на значение единицы, в то время как остальные останутся с нулевым значением, таким образом регистрируя один тип боеприпасов.
Более пристальный взгляд на циферблат доступен в этом видео (3:08). Новый блок памяти можно увидеть на скриншоте ниже.
На фотографии ниже изображен танк Т-72 «Урал» или Т-72А, о чем свидетельствует приваренная накладная броневая пластина на верхнем гласисе. Обратите внимание на Т-образный блок распределения мощности в центре корпуса, где будет установлена карусель.
Модель агрегата — ВКУ-330-4, как показано ниже.
Допустимая длина снарядов в карусели автоматического заряжания Т-72Б была увеличена за счет уменьшения размеров центральной втулки. Это было сделано путем перепроектирования концентратора, которое сопровождалось переключением с блока распределения питания ВКУ-330-4 на блок ВКУ-1. На фотографии ниже показан танк Т-72Б3 с ВКУ-1. Обратите внимание на три выступающих рычага вместо Т-образной формы.
Эта модификация позволила использовать управляемую ракету 9М119 длиной 695 мм с автопогрузчиком carousel. Т-72Б1 использует автоматическое заряжание АЗ-172 и систему памяти, поскольку это недорогая версия Т-72Б без возможности ведения ракетной стрельбы, поэтому в модернизированном автоматическом заряжании нет необходимости.
В автомате заряжания Т-90А система была переработана и оцифрована. Информация о типе и местонахождении боеприпасов в карусели хранится в цифровом виде в отдельном устройстве, а кратчайшее расстояние для доступа к боеприпасам определяется алгоритмом. Отсутствие старого блока памяти дискового типа подтверждается фотографией ниже, хотя корпус коленчатого вала из карусели, который должен был вращать жесткий диск, все еще присутствует в виде своего рода «рудиментарного хвостовика». Это свидетельствует о том, что, хотя система управления была капитально отремонтирована, карусель Т-72Б была сохранена. Проблема двустороннего вращения решается за счет внедрения достаточно сложной системы управления. Сам двигатель вращения карусели является реверсивным и всегда был способен вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки, начиная с первоначальной версии танка Т-72 «Урал», но из-за довольно грубой системы извлечения боеприпасов функция реверса двигателя до тех пор использовалась только для торможения.
Есть некоторые утверждения, что в Т-72Б3 используется автомат заряжания от Т-90А, и что это позволяет Т-72Б3 использовать более удлиненные патроны ОБПС. Имеющиеся в настоящее время доказательства показывают, что это не полная правда. Т-72Б3 со старым блоком памяти Т-72Б (красный) и блоком управления командира (желтый) можно увидеть на фотографии ниже.
Это показывает, что система индексации и поиска боеприпасов по-прежнему основана на более старом Т-72Б, поэтому карусель, должно быть, тоже от Т-72Б. Однако ясно, что система была переработана. Обратите внимание, что старый диск выбора боеприпасов был заменен новым. Фотография ниже — на этот раз показывающая блок памяти Т-72Б (красный) в Т-72Б3 обр. 2016 г. — подтверждает эту теорию. Даже в 2016 году на Т-72Б3, очевидно, все еще используется старая карусель Т-72Б, и даже используется тот же блок управления (желтый).
Т-72Б3 обр. 2016 г. действительно модифицирован для приема более длинных снарядов ОБПС. Более конкретно, он предназначен для размещения «Свинец-1» и «Свинец-2». Это соответствует сохраненной копии документа о заказе № 31603190542 корпорации «Уралвагонзавод» в государственном реестре документации о закупках, который содержит два упоминания о модернизации автоматического заряжания для обеспечения возможности использования продуктов, обозначенных как «С-1» и «С-2».
Одно сходство между автоматическими заряжателями Т-72Б3 и Т-90 заключается в последовательности действий люка порта выброса гильзы, который, как наблюдается, на мгновение открывается и закрывается сразу после выстрела без фактического выброса гильзы, предположительно для удаления паров. Эта функция была впервые замечена в Т-90, как показано в этом видео, этом видео и этом видео и многих других. Тот факт, что Т-72Б3 также имеет эту функцию, указывает на то, что у него есть что-то общее с автоматическим заряжанием Т-90. Как мы видели, есть свидетельства того, что автомат заряжания Т-72Б может заряжать более длинные снаряды, чем автомат заряжания «Урал», но нет ничего конкретного, что указывало бы на какие-либо дальнейшие улучшения длины снаряда после Т-72Б. Часто предполагается, что в ограниченной длине снаряда виновата карусель, есть свидетельства того, что в этом ограничении виноваты другие факторы.
В июне 2005 года был подан патент (Патент № 2300722), поданный УКБТМ на метод увеличения допустимой длины снарядов, используемых в автомате заряжания. В патенте описывается модифицированная конструкция подъемника автоматического заряжания, в которой кассета с боеприпасами отводится назад, чтобы избежать попадания в казенную часть пушки, когда она поднимается в боевое положение. В патенте намекается, что основным ограничением длины снаряда является не карусель, а пушка. Если быть более конкретным, в патенте говорится, что возможный метод увеличения допустимой длины снарядов предполагает перемещение пушки вперед, и что это потребовало бы значительной переделки башни, и это нарушило бы балансировку пушки. Карусель вообще не упоминается. Неясно, была ли эта запатентованная система на самом деле внедрена в новые серийные танки или внедрена вообще, но поскольку карусель не является основным ограничивающим фактором, абсолютно возможно, что на Т-72Б3 одновременно может быть установлена старая карусель Т-72Б и при этом он сможет стрелять теми же снарядами, что и на Т-90А.
На фотографии ниже показано расположение блока памяти для Т-72 «Урал» и люка-карусели, через который проходят двухкомпонентные боеприпасы. На рисунках справа показаны сама карусель и рамка карусели.
Этот скан взят из книги «Т-72 / 72М / 72М1 в деталях», с предварительных фотографий, доступных на сайте super-hobby.com.
Время, затрачиваемое на один снимок, составляет около 7 секунд. Это позволяет танку достигать максимальной скорострельности в 7-8 выстрелов в минуту. На циклограмме ниже показан хронологический порядок этапов процесса автоматической загрузки.
Циклограмма показывает общее время заряжания около 7,7 секунды, но это потому, что циклограмма включает вращение карусели над двумя кассетами с боеприпасами вместо прямого перехода к следующей кассете для представления определенного упорядоченного расположения боеприпасов в карусели или для представления времени, затраченного на переключение типов боеприпасов. Циклограмма также включает в себя стрельбу и отдачу пушки после цикла заряжания, поэтому общее затраченное время отражает время, затраченное между выстрелами, а не время, затраченное на цикл перезарядки. При времени между выстрелами 7,7 секунды автоматический заряжатель АЗ находится на одном уровне с автоматическим заряжателем МЗ, который достигает скорости 7,5 секунды при тех же обстоятельствах (загрузка третьего патрона в последовательности). Разница в 0,2 секунды просто незаметна.
[float=right][/float]
Как вы можете видеть на циклограмме, последняя секунда цикла заряжания отводится снятию пушки с гидрозамка и автоматическому возвращению пушки в последнее предыдущее положение прицеливания, а затем в новую точку прицеливания, так что наводчик может немедленно открыть огонь, что обозначено меткой «Отдача пушки», которая обозначает стрельбу из пушки сразу после завершения заряжания. Это возможно благодаря независимой вертикальной стабилизации основного прицела наводчика и отделению системы перемещения башни от системы вращения карусели автоматического заряжания, чтобы он мог производить прицеливание и наводить на новую цель во время цикла заряжания. Это ничем не отличается от любой другой современной системы управления огнем. Самый большой недостаток автоматического заряжания АЗ заключается в том, что для него требуется два цикла досылания вместо того, чтобы досылать весь двухкомпонентный патрон за один раз, как у автоматического заряжания МЗ на Т-64.
Карусель автоматического заряжания АЗ очень компактна, как вы можете видеть на фотографии ниже. Основываясь на этом официальном чертеже УКБТМ поперечного сечения Т-72, карусель занимает примерно половину внутренней высоты корпуса, поэтому ее высота составляет около 450 мм, включая верхнюю крышку. За исключением верхней крышки, высота карусели эквивалентна высоте стоячего метательного заряда (408 мм), включая стойки, которые крепят карусель к днищу танка. Обратите внимание, что у карусели на фотографии ниже к центральной втулке прикреплен цилиндр, указывающий на то, что эта карусель предназначена для Т-72Б.
Поверх крышки карусели установлено некоторое дополнительное оборудование. Серебристая коробка, которую вы видите в центре крышки карусели, представляет собой коробку реле KR-175. Он подключается к блоку распределения питания ВКУ-330-4 и подает питание на башню.
У Т-72 нет существенных недостатков по сравнению с аналогами, загруженными людьми, к которым относится большинство танков НАТО. Время заряжания большинства примеров составляет 4-5 секунд, когда их танк неподвижен. Однако на пересеченной местности это совсем другая история. Преимуществом автопогрузчика является то, что ухабистая езда, смена направления или пересечение склона никоим образом не повлияют на работу автопогрузчика. Он может поддерживать нормальную скорость циклической загрузки в любом состоянии или ориентации танка. В танках с ручной загрузкой вся машина будет крениться, проезжая по рытвинам и кочкам, в то время как пушка — которая отсоединяется от системы стабилизации в танках типа Abrams, когда заряжающий опускает рычаг предохранителя — будет двигаться вверх и вниз по собственной воле, что затрудняет заряжающему установку снаряда по направлению к патроннику для его забивания.
Стрельба на ходу обычно ведется на низкой крейсерской скорости или ползком, чтобы добиться максимальной точности, но танк разгоняется и выполняет маневры уклонения в промежутках между выстрелами, чтобы избежать огня противника, прежде чем снова замедлиться, чтобы открыть ответный огонь. Самое напряженное время между выстрелами — это когда заряжающий должен выполнять свои обязанности, и, как правило, в это время заряжать пушку будет сложнее. Это видео прекрасно иллюстрирует этот момент. В 1: 08 и 1: 31 на видео перемещение орудия задерживает заряжающего примерно на секунду, увеличивая время заряжания до 7,9 секунды и 8,2 секунды соответственно (время заряжания определяется как время между опусканием предохранительного рычага заряжающего и возвращением в положение, удаленное от траектории отдачи). Это не было бы проблемой для танка, оснащенного автоматическим заряжанием, но, честно говоря, это также не проблема для танков, оснащенных системой помощи заряжающему, где пушка автоматически приподнимается на несколько градусов и фиксирует затвор в положении спуска, устанавливая его под оптимальным углом заряжания для заряжающего. Самым ранним танком, оснащенным этой функцией, был Т-54Б, за которым последовал Т-62. Позже такие танки, как Леопард 2 и Меркава-4, оснащались аналогичными системами помощи заряжающему.
Автоматическое заряжание может поддерживать свою циклическую скорость заряжания в течение длительного времени, пока не закончится карусель. С другой стороны, на скорость заряжающего человека влияют расположение боеприпасов и ориентация башни, а также движение танка. Например, танк Leopard 2 вмещает всего пятнадцать патронов в боевом отделении в своей башне, но заряжающему в любое время доступно только шесть патронов из-за небольшого размера противопожарной двери и конструкции складных стеллажей для боеприпасов, поэтому ему приходится вручную переставлять стеллажи после того, как израсходованы шесть патронов. Он не может делать это в промежутках между выстрелами, потому что противопожарная дверца должна оставаться закрытой до тех пор, пока заряжающий не откроет ее для заряжания пушки, иначе назначение разделенных боеприпасов будет полностью нарушено. Более того, заряжающий-человек может устать задолго до того, как закончатся боеприпасы или даже до начала боя, будь то из-за чрезмерной жары, чрезмерного холода, нехватки еды, воды или любого другого мыслимого факта жизни солдата, сражающегося на передовой. Например, ранее в этой статье упоминалось, что обогреватель для личного состава в M60A1 и M60A3 был удивительно ненадежным и часто приводил к случайному срабатыванию системы огнетушителя, а некоторые танки, такие как Чифтен, вообще не имели обогревателя. Это повлияло бы на эффективность заряжающего-человека, в то время как автоматическое заряжание — нет.
В целом, автоматическое заряжание Т-72 вполне удовлетворительно для обеспечения устойчивой скорострельности в реальных столкновениях.