Гидравлический амортизатор
Гидравлический амортизатор предназначен для гашения колебаний корпуса и частичного поглощения энергии толчков и ударов, действующих на опорные катки, при движении по неровностям. На танке установлены шесть рычажно-лопастных гидравлических амортизаторов двустороннего действия. Они установлены в соответствии с маркировкой, набитой на рычагах:
► 1, 2, 3 ЛЕВ. на первую, вторую и шестую левые подвески;
► 1, 2 ПР. на первую и вторую правые подвески;
► 3 ПР. на шестую правую подвеску.
Гидроамортизатор прикреплен к корпусу четырьмя болтами, которые стопорятся отгибными шайбами. Момент затяжки болтов 130 кгс·м.
Гидроамортизатор состоит из корпуса 2 (рис. 52), перегородки 11, лопасти 12, рычага 7с осью и пальцем, крышки 15. Опорами лопасти служат игольчатый подшипник 14 и бронзовая втулка 6. Лопасть соединена шлицами с осью рычага, который от осевых смещений закреплен пробкой 5.
Перегородка в сборе с крышкой, рычагом и лопастью установлены в корпус и закреплены болтами 8. Стык перегородки и корпуса уплотнен резиновыми кольцами 9.
Два выступа в перегородки и лопасть разделяют внутренний объем гидроамортизатора на две пары рабочих камер а и б. Отверстиями в лопасти и оси рычага г указанные камеры попарно соединены между со-бой для выравнивания давления в них при повороте лопасти. В выступах перегородки в установлено по одному клапанному устройству, каждое из которых состоит из клапана 19, плунжера 21, пружины 20 и стаканов 18 и 22.
Фланец перегородки и внутренняя поверхность крышки образуют компенсационную камеру д, которая служит для сбора рабочей жидкости, перетекшей из рабочих камер через зазоры между деталями, и пополнения
рабочих камер жидкостью через тарельчатые клапаны 10. Стык перегородки и крышки уплотнен резиновым кольцом 16.
Уплотнение рычага гидроамортизатора обеспечивается четырьмя резиновыми манжетами 25.
Рис. 52. Устройство гидроамортизатора:
1 — винт;
2 — корпус;
3 — вкладыш;
4 — пружинное кольцо;
5, 24 — пробки;
6 — втулка;
7 — рычаг с осью;
8 — болт;
9, 13, 16 — уплотнительные кольца;
10 — тарельчатый клапан;
11 — перегородка;
12 — лопасть;
14 — игольчатый подшипник;
15 — крышка;
17 — шарик;
18 — стакан клапана;
19 — клапан;
20 — пружина;
21 — плунжер;
22 — стакан;
23 — колодка;
25 — манжета;
а, б – рабочие камеры;
в – выступ перегородки;
г – отверстие в лопасти и оси рычага;
д – компенсационная камера.
Для уменьшения неконтролируемых перетечек между рабочими камерами и компенсационной камерой в гидроамортизаторе установлены уплотняющие элементы:
► бронзовые колодки 23 в пазах лопасти;
► бронзовые вкладыши 3 в выступах перегородки;
► стальные пружинные кольца 4 на торцах лопасти;
► резиновое кольцо 13 между осью и лопастью.
Гидроамортизатор заправлен рабочей жидкостью в количестве 2,65 л. через отверстие в корпусе, закрытое пробкой 24. Для выхода воздуха при заправке во фланце перегородки выполнено резьбовое отверстие, закрываемое после заправки шариком 17 и винтом 7.
Гидроамортизатор соединен с балансиром 1 (рис. 53) с помощью тяги 7 и двух шарниров верхнего и нижнего. Каждый шарнир состоит из двух втулок наружной 2 и внутренней 3 и деталей стопорения. Втулки шарниров взаимозаменяемы.
Рис. 53. Шарниры гидроамортизатора:
1 — балансир;
2 — наружная втулка;
3 — внутренняя втулка;
4 — палец рычага гидроамортизатора;
5, 8 — болты;
6, 11 — крышки;
7 — тяга;
9 — палец балансира;
10 — шайба;
а – отверстие.
Детали верхнего шарнира закреплены на пальце 4 рычага гидроамортизатора крышкой 6 и двумя болтами 5. Момент затяжки болтов 10-12 кгс·м.
Детали нижнего шарнира закреплены на пальце 9 балансира шайбой 10, крышкой 77 и двумя болтами 8. Момент затяжки болтов 6-8 кгс·м. После затяжки резьба болтов 8 расклепана через отверстия а в шайбе 10.
Тяга установлена так, что сторона без выштамповки обращена к балансиру.
Гидравлический амортизатор (доп. схема):
1 — рычаг;
2 — заглушка;
3 — перегородка;
4 — крышка;
5 — корпус;
6 — пробка;
7 — вкладыш;
8 — пружина;
9 — шарик;
10 — лопасть;
11 — кольцо;
12 — колодки;
13 и 14 — пробки;
15 — прокладка;
16 — пружина;
17 — клапан обратного хода;
18 и 20 — стаканы;
19 — клапан прямого хода;
21 — манжета;
22 — кольцо (стопорное);
В, Г – выступы перегородки;
Д, Е – рабочие камеры;
Ж – компенсационная камера;
Л – отверстия.