Бэшка со своим братом Т-72Б1 являются самыми массовыми танками в составе армии и, судя по всему, останутся в этой роли ещё долго – в строю находится более тысячи машин, тогда как ближайшего по численности Т-72Б3 – около 800. Во многом это обусловлено постоянно растущей численностью БТВ. Т-72Б стоят на вооружении по всем округам, их нет разве что на некоторых зарубежных базах.
Т-72Б обр. 1989 г.
Вооружение
В это плане Т-72Б аналогичен Т-72А, кроме пары особенностей. Наиболее важным является комплекс управляемого вооружения 9К120 Свирь. Стрельба ведётся выстрелами 3УБК14 с ракетой 9М119 и метательным устройством 9Х949 на дистанции 100-4000 м со скоростью 312 м/с по лазерному лучу через прицел-прибор наведения 1К13-49. Боевая часть 9Н142 массой 4,5 кг пробивает 700 мм гомогенной брони. Стрельба ведётся с места или с коротких остановок. В боевых условиях ТУР применялся редко, большей частью по огневым точкам противника, случаев стрельбы по бронетехнике нет. Теоретически, 9М119 позволяет поражать в лоб большинство танков вероятных партнёров. На практике возникают проблемы по обнаружению и ведению цели из-за устаревших прицелов.
Танковая управляемая ракета 9М119
К другим отличиям относятся: стабилизатор 2Э28М заменён на такой же электрогидравлический 2Э42-2 Жасмин, боекомплект увеличен до 45 выстрелов.
Стоит отметить, что на машинах первых выпусков вместо 2А46М ставили 2А46, а вместо 2Э42-2 – 2Э28М.
Подвижность
Главным отличием от Т-72А является наличие четырёхтактного многотопливного 12-цилиндрового дизельного двигателя В-84 мощностью на стенде 840 л.с. Базовая модификация В-84 устанавливалась на самые ранние машины и, возможно, практически исчезла из армии. С марта 85-го танки комплектовались двигателем В-84-1, отличающимся от базового незначительными деталями. Чуть позже пошли двигателя В-84М, имеющие систему подогрева впускного воздуха. За счёт роста массы танка рост мощности двигателя съелся, оставив подвижность на уровне Т-72А. Однако, за счёт роста удельного давления, несколько ухудшилась проходимость. В целом, двигателя В-84 показали себя надёжными агрегатами, но сейчас негативно сказывается их большой износ. Расход топлива составляет от 240 по шоссе и до 450 л по грунтовой дороге на 100 км.
В ходе проводимого техобслуживания часть танков сейчас оснащается гусеницами с параллельным РМШ, поэтому перед вами может быть не некий Т-72БА ранний без ДВЕ-БС, а обычная Бэшка с новой обувкой. Ресурс таких гусениц выше, чем с последовательным РМШ, что делает ходовую тэшки вообще практически неубиваемой. Но минусы есть везде. Здесь – ухудшается сцепление при поперечном наклоне.
Т-72Б с гусеницами с параллельным РМШ
Защита
Защита – это основное отличие 72Б от Ашки и самое малоизвестное в танке. На танке несколько раз усиливали ВЛД и меняли башню, заменяли ДЗ. Причём точных данных нет до сих пор.
Самые первые машины, выпущенные до принятия танка на вооружения, имели пятислойную ВЛД из стальных бронепластин с воздушными промежутками. Машины такого образца либо отсутствуют в армии, либо уже оснащены ДЗ и внешне ничем не отличаются от более молодых собратьев. Так же, с определёнными изменениями, могут быть трудноотличимы от Т-72А.
Уничтоженный предсерийный Т-72Б с пятислойной ВЛД в Грозном
Начиная с 85-го года, машины получили шестислойную ВЛД – 60 мм стали, ещё четыре слоя стали по 15 мм и тыльная 50-мм плита, все разделённые 15-мм слоями воздуха. Несмотря на простоту конструкции и кажущуюся слабость, ВЛД оптимизирована под защиту от БОПС с большим удлинением и кумулятивных боеприпасов. При попадании каждый слой разнесённой защиты работает на поперечный излом боеприпаса, которая снижается при уменьшении диаметра и увеличении длины снаряда или кумулятивной иглы. Результат испытаний похожей защиты похожей можно посмотреть на фото ниже. По разным данным, защита составляет 490-550 мм от БОПС и порядка 700 мм от КС.
Результат обстрела пакета брони, схожего по устройству ВЛД Т-72Б
Снимок работы разнесённых бронепластин по БОПС большого удлинения
В 1987 году ВЛД усилили (возможно, такие машины были и раньше) – теперь оно состоит из 6 слоёв стали – 60+10+10+20+20+50, разделённые 10-мм слоями воздуха. Защиту оценивают в 490-560 мм от БОПС, по всей видимости, её сбалансировали более равномерно противостоять разнообразным видам боеприпасов.
ВЛД обр. 1987 г. Т-72Б3 после аварии на танковом биатлоне
В 1989 году танк получил сплошную ВЛД – 60 мм стали, 35 мм слой (возможно NERA), 60 мм стали, 10 мм ещё чего-то (предполагают, что это противонейтронная защита) и 50 мм тыльный лист. Вероятно, защита дошла до 530-600 мм от БОПС. Эта же ВЛД была модернизирована в 1991-ом году, судя по всему по типу Т-90 – 550-620 мм. Защита от КС (данные так же не точны) выросла до 800-850 мм.
Сплошное ВЛД позднего Т-72Б, уничтоженного на Донбассе
Приступаем к башне. Всего на танке имелось несколько колпаков, не различающиеся принципиально по структуре. Главным новшеством являются установленные отражающие листы (по натовской классификации относятся к типу NERA) – многослойной конструкции, при которой энергия кумулятивной струи расходуется на разрушение мягкого слоя. На БОПС же неприятное воздействие оказывает постоянный перепад плотности сред. Наполнитель состоит из 20 пакетов, каждый из которых состоит из 21-мм слоя стали, 8 мм резины и тыльного 3-мм стального листа. Пакеты разделяют воздушные промежутки в 22 мм. По отечественным данным защита равняется порядка 700-750 мм. Каких либо данных о разнице защит башен разных версий неизвестно, кроме того, что на поздние Т-72Б ставилась аналогичная по защите Т-90. Вместе с высоким уровнем защиты, башня Т-72Б проста в изготовлении, в теории пакеты NERA можно заменить и в полевых мастерских (на практике чаще танк списывают).
Воздействие NERA на кумулятивную струю
Схема действия NERA
Препарированная американцами щека башни Т-72Б
Но, как и всё в этом несовершенном мире, за преимущества надо платить. И башня 72Б не исключение. При примерно равном уровне защиты (у поздних башен, вероятно несколько выше) в лобовой проекции с башней Т-80У/УД, габариты щёк Бэшки больше, что затрудняет установку ДЗ, особенно Контакт-5 или Реликт, не помешав доступу в отделение управления. Сами пакеты имеют большую анизотропность и при боковом обстреле резко теряют в защитных свойствах. Также из-за роста массы спереди, без компенсации какой-либо забашенной нишей, прогрессирует неуравновешенность башни.
Т-72Б – одна из трёх советских крупных модификаций, изначально рассчитанных на оснащение ДЗ. Однако, самые первые танки ДЗ не несли. С момента принятия на вооружение в 1985-ом машины оснащались НДЗ Контакт-1. На танке размещается 227 контейнеров, из которых 61 на корпусе, 70 на башне и 96 на бортовых экранах. В отличие от Т-72АВ, Т-64БВ и Т-80БВ на лбу башни контейнеры располагаются не «ёлочкой», а устанавливаются прямо на броню. С одной стороны, на 85-й год защита башни была итак хороша, с другой – ДЗ на раздувшихся щеках не мешает залезать и вылезать мехводу. С учётом Контакта-1 лобовая проекция Т-72Б имеет стойкость от моноблочных КСП 900-950 мм по отечественным данным. По подсчётам же из западных источников эта цифра вырастает до примерно 1200 мм (а некоторые насчитывают и более 1700, но это, похоже, находят в той же вселенной, что и 2000+ у Абрамса).
Контакт-1 на лбу башни Т-72Б
С 1988-го года на танки стали устанавливать ВДЗ Контакт-5 с ЭДЗ 4С22. Встроенная ДЗ от навесной отличается тем, что контейнер (или секция, если речь идёт о ВЛД) имеет достаточно толстую броневую крышку, которая, с одной стороны, защищает ЭДЗ от пуль и осколков, с другой оказывает дополнительное воздействие на снаряды. Также такая конструкция вместе с несколько изменённым ВВ делает ДЗ нечувствительной к поражению танка напалмом. ВЛД 72-ки прикрыто 8 секциями, лоб и борт башни прикрываются 8 контейнерами и ещё 21 малый на крыше, борта имеют по 3-4 контейнера (обычно 3, но технически можно установить 4).
Устройство блоков Контакта-5 на башне
Контакт-5 стал первой ДЗ, которая была способна противостоять кинетическим боеприпасам. Естественно, были предприняты меры противодействия как в виде наконечников, не инициирующих ВВ, так и в виде тандемных кумулятивных БЧ, и на сегодня К-5 способен гарантированно защитить лишь от моноблоков и старых снарядов советского производства и западных до М829А1 и DM43 включительно, которые есть и будут самыми массовыми на планете ещё долгие годы. По отечественным данным, с учётом Контакта-5 защита лобовой проекции Т-72Б составляет 620-720 мм от БОПС и 900-1100 от КС (в западным можно встретить цифру в 690-800 мм от кинетики и 1300-1350 мм от кумулятивов).
Установка ЭДЗ 4С22 в бортовые контейнеры Контакта-5
Огромным минусом Контакта-5 является наличие больших голых зон на лбу башни и ВЛД. И речь идёт не о пресловутых щелях между блоками на башне, в которые БОПС ещё и попасть надо, а для КС слишком узки, и не о погоне, который прикрыть невозможно в принципе, а о местах рядом с декольте и пушкой. Как писалось выше, рост габаритов башни заставил для свободного доступа к мехводу положить контейнеры К-1 непосредственно на броню, тогда как с К-5 такое не получится. Потому и слева от пушки небольшой блок установили лишь на Т-72Б3 УБХ, и то этой огрызок серьёзно мешает мехводу. Почему не закрыли полностью ВЛД, в том числе и на Т-90, история умалчивает. Также хуже прикрыты борта корпуса.
Сравнение зон, прикрытых Контактом-5 и Контактом-1
И тут же стоит отметить о крыше башни, которая традиционно указывается легко пробивающейся снарядами 3БМ22 Заколка и 3БМ26 Надежда с почти 4-километровой дистанции – схема выглядит достаточно странно, особенно учитывая тот факт, что на углах более 50-60 град эти снаряды имеют тенденцию к резкому падению бронепробития, тем более на заявленных 3700 м.
Таким образом, без учёта ДЗ Т-72Б имеют бронирование корпуса на достаточно высоком уровне для техники своего времени (да и сейчас, не имея современных ПТРК или БОПС, сухопутным войскам танк станет не самой простой мишенью). Такая защита во лбу достаточна для локальных конфликтов, что и продемонстрировали бои в Чечне и на Донбассе, где все пробития находились в районах уязвимых зон. На уничтожение танка тратили до 10-12 выстрелов, иногда машины выходили из-под такого обстрела и без пробитий.
Бронирование поздних Т-72Б с Контактом-5
Для постановки дымовых завес гранатомёты 902Б Туча установлены на левом боку башни.
Прицелы и приборы наблюдения
Ситуация несколько улучшилась в сравнении с Т-72А, но о равнозначности с СУО Т-64Б, не говоря уже о современных систем на Абрамсах и Леопардах, говорить не приходится. Отличия заключаются в наличии КУВ. Потому на танк установили прицельный комплекс 1А40-1 (отличия в сравнении с предшественником минимальные, связанные с сопряжением с прицелом-прибором наведения) и прицел-прибор наведения 1К13-49. Устройство имеет два канала – 8-кратный дневной с углом зрения 5 град и 5,6-кратный ночной с углом зрения 6,67 град. Дальность видимости ночного канала идентична ТПН-3. Днём дальность обнаружения цели составляет 5000 м. В качестве подсветки для 1К13 имеется ИК-прожектор (Л-4А по ТО, замечены единичные машины с прожекторами серии Л-2). Вместо основного прицела 1К13 использовать можно, но сложно – в нём нет шкал под различными типы боеприпасов и нет дальномера.
Прицел-прибор наблюдения 1К13-49 — что видно над бронёй
Машины образца 1991 года оснащались датчиком ветра ДВЕ-БС, связанным с 1А40-1. Однако, эти танки в российской армии пока не замечены.
Казахский Т-72Б обр. 1991 г.
Т-72Б выпуска 83 и 84 гг. схожи по оснащению на Т-72А и, за редким исключением, не имеют КУВ.
Прочее оборудование
Здесь изменения коснулись лишь радиооборудования. Радиостанция на Бэшке установлена приёмопередающая коротковолновая телефонная Р-173 Абзац. Диапазон частот – 30-75,999 МГц, дальность связи около 20 км. Имеется 10 заранее подготовленных частот с шагом сетки 1 кГц. Имеется шумоподавитель по НЧ сигналу и подавитель импульсных помех. Танковая переговорная аппаратура – Р-174 на 4 абонента.
Р-173 Абзац
- Подпись автора
Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.