БОЕВАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2Т «СТАЛКЕР» (БЕЛАРУСЬ)
Боевая разведывательная машина 2Т «Сталкер» создана белорусским предприятием «Минотор-Сервис», это минcкoе негocудаpcтвеннoе пpедпpиятие ocнoвнoй cпециализацией кoтopoгo дo недавниx пop были pемoнт и мoдеpнизация гуcеничныx шаccи для кoмплекcoв вoйcкoвoй ПВO. Также в разработке приняли участие ведущие конструкторские организации и предприятия Беларуси и России. Пpи фopмиpoвании кoнцепции даннoй бoевoй машины, кoнcтpуктopами была пpедпpинята пoпытка макcимальнo учеcть oпыт вoopуженныx кoнфликтoв пocледнегo деcятилетия и тpебoвания, кoтopые вoенная теopия пpедъявляет к opужию XXI века.
В oтличие oт cущеcтвующиx в миpе oбpазцoв, этoт дальний pазведчик мoжет не тoлькo пpoизвoдить пoиcк целей в глубoкoм тылу пpoтивника и пеpедавать иx кoopдинаты, нo и oбладает набopoм неoбxoдимoгo opужия для иx cамocтoятельнoгo уничтoжения. 26 oктябpя 2000 г. пoд Минcкoм cocтoялаcь пpезентация бoевoй pазведывательнo-дивеpcиoннoй машины, нocящей pабoчий индекc 2Т «Сталкер».
Предназначенная для проведения глубоких разведывательных рейдов и диверсионных операций, высокоманевренная скоростная гусеничная боевая машина 2Т «Сталкер» оснащена усовершенствованной компьютеризованной оптикоэлектронной системой управления огнем, которая способна в любое время суток обнаруживать, отслеживать и атаковать как наземные, так и воздушные цели. Оригинальная форма башни и корпуса позволяет машине оставаться невидимой для локаторов противника. Универсальный комплекс вооружения позволяет использовать машину в качестве эффективного противотанкового и зенитного средства. Конструкция машины обеспечивает малую заметность в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Система управления огнем включает двухканальное обзорно-прицельное устройство, обеспечивающее поиск, обнаружение и сопровождение целей в пассивном режиме в дневных и ночных условиях, с определением дальности лазерным дальномером. БРМ 2Т «Сталкер» имеет запасы амуниции, топлива воды и пищи для автономного функционирования вдали от баз снабжения. Она может обнаружить цель, передать ее координаты и характеристики в штаб и по его решению самостоятельно или в группе таких же, как она, машин реализовать свои ударные функции.
Базой для БРМ 2Т «Сталкер» послужило в значительной степени модифицированное гусеничное шасси ГМ-352, разработанное минским тракторным заводом для ЗРПК "Тунгуска". Полностью сварной стальной корпус получил дополнительное бронирование, обеспечивающее более высокую степень выживаемости машины на поле боя. Лобовое бронирование БРМ 2Т «Сталкер» способно выдержать попадания 30-мм бронебойных снарядов с дистанции 300 м. В двухместной башне размещаются командир машины и наводчик, каждый из которых может наводить основное вооружение машины на цепь и вести огонь.
БРМ 2Т «Сталкер» вооружена полностью стабилизированной 30-мм автоматической пушкой 2А42 и спаренным с ней 7.62-мм пулемётом ПКТ. В состав боекомплекта входят 500—700 выстрелов и 2000 патронов для пулемёта. И командир машины, и наводчик имеют в своем распоряжении встроеные в крыше башни комбинированые прицелы с дневным и ночным каналами, разработанные белоруской фирмой "Пеленг".
В задней части башни смонтирована пусковая установка на две зенитные управляемые ракеты "Игла" или "Игла-1", стрельба которыми ведётся по принципу - "выстрелил-забып". Еще две ракеты хранятся в корпусе машины. В походном положении пусковая установка опускается. Также на машине установлен 30-миллиметровый автоматический гранатомет АГС-30.
В бортовых нишах башни под броневыми крышками расположены две выдвижные спаренные пусковые установки противотанковых управляемых ракет 9К114 "Кокон" (возможно применение пpoтивoтанкoвого pакетного кoмплекcа "Штуpм-C" c pакетoй "Атака"). Еще шесть ракет перевозятся в специальной боеукладке в корпусе машины. Перезарядка пусковой установки производится автоматически под защитой броневого корпуса. ПТУР 9К114 "Кокон" управляются по радио и способны поражать хорошо бронированные цели на дальности до 5000 м. Кумулятивные боеголовки ракет пробивают бронезащиту, эквивалентную 600 мм обычной стальной брони. Последние модели ракет оснащаются тандемными кумулятивными боеголовками для преодоления реактивной брони, а также термобарическими боеголовками, высокоэффективными против легкобронированных целей.
Помимо этого, в перспективе планируется установка на машину российского комплекса "Арена", перехватывающий ракеты, снаряды в радиусе 30 метров. Система управления огнем включает двухканальное обзорно-прицельное устройство, обеспечивающее поиск, обнаружение и сопротивление целей в пассивном режиме ночью и днем, а также лазерный дальномер. В отличие от разведывательных машин, созданных на базе машин линейных, 2Т «Сталкер» и за себя постоять может в случае соприкосновения с противником, а также нанести ему существенный, эффективный урон. Скажем, затаившись вблизи аэродрома врага, уничтожить вполне определенный, важный по своему значению, например, важный по оснащенности, вооруженности, грузу, пассажирам самолет. То есть, эта машина ударная, боевая, после нанесения удара способная быстро и незаметно скрыться. Система управления огнем позволяет вести одновременный обстрел двух целей, например, бронеобъекта — противотанковой ракетой и живой силы — гранатометом.
Разведывательное оборудование 2Т «Сталкер» представляет собой принципиально новый многоканальный круглосуточный оптико-электронный комплекс.
Разведывательный комплекс машины обеспечивает:
- автоматическую селекцию и сопровождение движущихся целей
- лазерное и оптическое определение дальности до цели
- автоматическую передачу разведданных на большую дальность
Разведывательная часть состоит из нескольких блоков. Это приборы ночного видения, оптические средства дальнего обнаружения, они выдвигаются над машиной на высокой мачте, как, например, подводный перископ. Это комплекс радиоэлектронного обнаружения, который позволяет сканировать радиоэфир, определять направление на источники излучения и в случае необходимости ставить направленную помеху. На 2Т «Сталкер» также может быть установлена радиолокационная станция или инфракрасный обнаружитель. 2Т «Сталкер» - это модульная конструкция: на ней могут быть установлены самые различные комплексы оборудования в зависимости от выполняемых задач или по требованиям заказчика.
Возимый запас боеприпасов, топлива, воды и продуктов питания обеспечивает длительную автономную боевую работу машины и экипажа в отрыве от тылов и баз снабжения. Кроме боеприпасов основного вооружения, на машине предусмотрено место размещения мин для ручного минирования при проведении диверсионных операций и контейнеров для специального оборудования.
В состав стандартного оборудования разведывательной машины 2Т «Сталкер» вхслят пассивные комбинированные приборы наблюдения с дневным и ночным каналами цля командира, наводчика и механика-водитепя, а также фипьтровентиляционная установка, обеспечивающая нормальную работу экипажа в условиях применения противником оружия массового поражения.
На 2Т «Сталкер» предусмотрена многоуровневая система защиты. В первую очередь, это скорость и маневренность. Затем снижение заметности в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Так, для уменьшения заметности в радиолокационном диапазоне корпус машины имеет особую форму и выполнен с применением специальных материалов и покрытий. Одним из мероприятий по снижению тепловой заметности является использование бесподсветочных приборов ночного видения. Следующим уровнем защиты является система самозащиты от обнаружения лазерным облучением. При облучении машины источником лазерного облучения экипаж оповещается об этом, и производится отстрел ослепляюще-дымовых гранат в направлении источника излучения. И, наконец, бронезащита. Экипаж машины защищен от поражения боеприпасами 35-мм пушки в передней полусфере. Противоминная защита машины выполнена на уровне современных танков.
Высокие маневренные и скоростные параметры 2Т «Сталкер» обеспечивают дизельный двигатель, гидромеханическая трансмиссия, гидрообъемный механизм поворота и гидропневматическая подвеска. Машина уверенно берет все естественные и специально созданные препятствия, совершает десятиметровые прыжки на трамплинах. При этом экипаж отмечает необычно низкий для бронетанковой техники уровень нагрузок и внутреннего шума. Физические нагрузки при вождении машины — на уровне современного легкового автомобиля. Маневрирование машины задним ходом осуществляется с помощью телевизионной системы заднего обзора.
Ходовая часть БРМ 2Т «Сталкер» состоит, применительно к одному борту, из шести двойных обрезиненных опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ведущего колеса заднего и направляющего колеса переднего расположения. Верхние ветви гусениц прикрыты волнистыми снизу стальными экранами. Гусеничное шасси разведывательной машины отличается высокой проходимостью, маневренностью и плавностью хода. Возможность ведения стрельбы без снижения скорости обеспечивается применением гидромеханической трансмиссии с гидрообьемным механизмом поворота, гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц. Гидропневматическая подвеска позволяет механику-водителю регулировать клиренс машины от 130 мм до 570 мм в зависимости от характера местности.
БРМ 2Т «Сталкер» обладает беспрецедентным запасом хода по топливу - 1 000 километров. Она способна эффективно действовать в оперативном тылу противника - на удалении в 250-300 километров от линии фронта. Ее масса - 27,4 тонны. Максимальная скорость движения - 95 километров в час, небывалая для гусеничного типа машин. Маневренность и скорость машины сравнимы с легковым автомобилем, на пересеченной местности она - вне конкуренции. В систему поворота внесены компенсаторы. Машина предусматривает установку на ней различных двигателей, трансмиссии как отечественного, так и зарубежного производства. Но на выпущенных образцах, установлен серийный, давно обкатанный на танках Т-72, многих зенитных комплексах 780-сильный двигатель В-46. Но, и силовая установка, и трансмиссия могут быть совершенно иными, в зависимости от требований заказчика.