Разработчик: КБ завода ГАЗ
Год начала работ: 1942
Год выпуска первого прототипа: 1942
Серийно не выпускался из-за недоработанности конструкции.
В мае 1942 года, по инициативе начальника ОГК НКТП С.А.Гинзбурга, группе конструкторов под руководством И.Савина поступило указание на разработку малой зенитной башни для установки на легкие танки с вооружение из одного-двух 12,7-мм пулеметов. Потребность в легкой зенитной САУ тогда ощущали не только бронетанковые подразделения, но и вся армия, так что это начинание было поддержано со стороны военных. В то же время, практически одновременно, главный конструктор Т-70 Н.А.Астров, начал самостоятельное проектирование аналогичной башни для своего танка.
Расширенные и уточненные требования были получены от 11 сентября, а через пять дней ГАБТУ и ГАУ РККА приказом №0107с создали комиссию, в задачу которой входила подготовка проектов соответствующих зенитных танков и доведения их до испытаний.
Проект КБ ГАЗ базировался на улучшенной модификации Т-70М и в скором времени получил обозначение Т-90. Хотя ТТЗ предусматривало простую переделку серийного танка в зенитный “газовцы” запланировали установку абсолютно новой восьмигранной башни увеличенного размера со смещенным вправо двумя пулеметами ДШК с магазинным питанием и изменение компоновки, вплоть до переделки погона башни, а также полной переработки системы питания и охлаждения двигателя. Боекомплект Т-90 состоял из 16 магазинов (480 патронов). Для стрельбы по наземным целям мог использоваться прицел ТМФП, для поражения воздушных целей – коллиматорный прицел К-9Т.
Первый опытный образец был построен в ноябре 1942 г., но от серийного Т-70М он отличался только новой башней и вооружением. Соответственно, были проведены и другие изменения, но на внешнем облике машины и её компоновке это практически не сказалось.
Определение боевых и эксплуатационных характеристик новой машины проводилось в период с 12 по 18 ноября 1942 г. в дневное и ночное время на полигонах двух подразделений Красной Армии. Оно включало: пробег (для оценки влияния факторов движения на вооружение) и стрельбу. По наземным, маскированным и немаскированным мишеням стреляли прицельно днем. Зенитные стрельбы, из-за отсутствия реальных мишенных целей, проводились только в оценочном режиме заградительного огня неприцельно и только днем. Всего было произведено около 800 выстрелов, из которых - половина по наземным целям. Около 70 выстрелов произвели при непрерывном изменении угла возвышения пулеметной установки. Из общего числа произведенных выстрелов, примерно половину сделали в режиме одновременной стрельбы из обоих пулеметов.
После этого, 4 декабря 1942 года, опытный танк отправили на полигон НИБТ, куда также доставили прототипы зенитных танков Т-60-3 и Т-70(З). Вначале Т-70(З) и Т-90 подвергли 50-км пробегу по бездорожью. Затем, с 5 по 9 декабря, были проведены испытания стрельбой по щитам, в ходе которых оба танка сделали 1125 выстрелов. Ночные стрельбы с подсветкой шкал прицелов выполнялись по кострам. Танк Т-60-3 в этих опытах не участвовал, поскольку он не получил двигателя и коллиматорного прицела.
Окончательные итоги, сделанные комиссией по завершении испытаний зенитных танков, оказались не слишком благожелательными. Наведение в обеих плоскостях не вызывало затруднений и обеспечивало заявленные скорости перемещения оружия при прицеливании, сопровождении целей и его переброске. К работе пулеметов на всех режимах претензий не было. Размещение стрелка признали удовлетворительным. Из-за конструктивной примитивности коллиматорного прицела, не имеющего механизма ввода упреждения, прицеливание проводилось глазомерно по следу трассирующих пуль. Отсутствие самоторможения поворотного механизма допускало возможность проскакивания при наведении и этот вопрос требовал доработки. Усилия на маховиках подъемного и поворотного механизмов не утомляли наводчика, но педальные спуски с тросовой проводкой оказались туги и их предложили сохранить в качестве дублирующих, введя электроспуск. Замена магазинов затруднений не вызывала, отметили лишь недостаточную защищенность их горловин от пыли в укладке. Да еще мешала установка радиостанции. Кроме того, точность стрельбы оказалась ниже расчетной (все пули, выпущенные пулеметами Т-90, легли со смещением вниз-вправо).
Так как погода стояла нелётная стрельб по конусам, буксируемым за самолётов У-2, провести не удалось. Вместо этого, по предложению И.Савина (руководителя группы проектирования зенитных САУ) состоялись стрельбы по ромбическому воздушному змею размерами около 1,5х1,5 метра. В этом эксперименте приняли участие все три танка, каждый из которых выпустил по одному магазину. Худший результат показал Т-90 – из 30 пуль в цель попали только три. Для сравнения, у танка Т-70(З) этот показатель составил 9 из 30, у Т-60-3 – 12 из 30.
По результатам испытаний И.Савин собирался провести доработку опытных образцом и продолжить работы по преобразованию легких танков в зенитные. Руководство ГАЗа и представители ГАБТУ, участвовавшие в испытаниях, пришли к выводу о целесообразности постройки опытной партии Т-90 из 20 штук для проведения войсковых испытаний и подтверждения принципиальной пригодности машины к принятию на вооружение Красной Армии, однако в феврале 1943 года ГАБТУ неожиданно потеряло к ним интерес. Основными причинами, судя по всему, стала недоработанность конструкций зенитных танков, а также начало поставок американских ЗСУ М-16.
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-90.htm