Английские истребители танков FV4004 и FV4005
За годы Второй Мировой войны танки значительно потяжелели, а также «обросли» толстой и мощной броней. Танковые и противотанковые орудия начала войны уже не могли справиться с защитой боевых машин, появившихся в 1944-45 годах. По окончании войны стало ясно, что подобная тенденция с увеличением уровня защиты танков продолжится и поэтому нужны новые танковые орудия еще большей мощи. Как позже показала история, развитие тяжелых танков с толстой и прочной броней в итоге зашло в тупик, а затем и вовсе прекратилось с появлением нового класса бронемашин – основных боевых танков. Тем не менее, до этого ведущие страны мира успели сделать огромное количество экспериментальных и серийных образцов бронетехники, поражавших воображение своими характеристиками.
Вскоре после победы над Германией Великобритания начала готовиться к возможной войне с Советским Союзом. Для этого ей требовалась новая боевая машина, способная бороться с любой советской бронетехникой, в том числе с новейшими тяжелыми танками ИС-3, а в перспективе и с новыми еще более защищенными боевыми машинами. Во второй половине сороковых годов повышение бронепробиваемости танковых орудий в большинстве случаев сводилось к увеличению калибра и других связанных с ним параметров. В соответствии с этой концепцией британские конструкторы начали два проекта самоходных артиллерийских установок с разным вооружением.
Первым появился проект FV4004 Conway. Предполагалось, что эта противотанковая самоходка получит 120-мм нарезное орудие L1, но при этом сохранит ряд положительных черт средних танков. Для упрощения работ в качестве основы для FV4004 выбрали серийный средний танк Centurion. От базовой машины истребитель танков FV4004 получил бронированный корпус, двигатель с трансмиссией и ходовую часть. Таким образом, лобовая броня прототипа FV4004 имела толщину в 76 миллиметров, борта по 51 мм, а корма – 32 мм. 640-сильный двигатель «Центуриона» обеспечивал оригинальному танку максимальную скорость в 35 километров в час на шоссе. Однако после переоборудования в самоходку бронемашина заметно потяжелела. По различным оценкам, после установки новой башни с орудием большего калибра боевая масса истребителя танков достигла 53-55 тонн. Из-за этого скоростные характеристики оставляли желать лучшего.
Вместо родной башни на шасси «Центуриона» установили крупный агрегат характерной угловатой формы. Башня «Конвея» была почти вдвое выше башни базового танка, что соответствующим образом изменило внешний вид машины. Относительно бронирования башни точных данных нет, но можно предположить, что уровень защиты остался на прежнем уровне. Вероятно, башня прототипа FV4004 была, что называется, черновым вариантом и в дальнейшем претерпела бы изменения. Однако по полигонам Британии ездил именно Centurion с новой «коробкой» на месте старой башни.
Большие габариты новой башни были обусловлены размерами и откатом нового орудия. Казенник пушки калибра 120 миллиметров занял немалый объем внутри боевого отделения, что в сочетании с размерами укладок боеприпасов и рабочих мест экипажа повлияло на размеры и компоновку башни. В боевом отделении размещались командир, наводчик и заряжающий. По имеющимся данным, весь боезапас хранился в кормовой нише башни, как на современных западных танках.
Точные данные о характеристиках 120-мм пушки истребителя танков Conway отсутствуют. В различных источниках встречаются цифры в 170-180 миллиметров брони с километровой дальности и даже 200. Вероятно, такие характеристики удовлетворяли требованиям английских военных относительно поражения существующих и перспективных тяжелых танков противника. Стоит отметить, при таких возможностях, в случае столкновения САУ FV4004 и танка ИС-3 исход боя зависел бы исключительно от мастерства танкистов, поскольку обе машины могли поражать друг друга на большой дальности.
Еще на стадии начала проектов новых истребителей танков заказчик предложил оснастить перспективную машину еще более мощным оружием. Самоходка FV4005, в отличие от FV4004, должна была нести пушку калибра 183 миллиметра. Подобное орудие гарантированно могло поражать любые существующие и перспективные танки. Однако установка столь мощной пушки оказалось не слишком простым делом. Во-первых, шасси «Центуриона», будучи использованным в проекте, работало бы, что называется, на пределе своих возможностей. Во-вторых, работа экипажа САУ становилась слишком сложной и нужно было искать некие новые решения.
Первую проблему решили при помощи новых противооткатных устройств повышенной эффективности, которые снизили отдачу до приемлемых значений. Однако она по-прежнему была слишком сильной, и поэтому пришлось значительно ограничить сектор горизонтальной наводки. Согласно расчетам, при повороте башни и пушки на угол, превышающий допустимый, выстрел мог перевернуть боевую машину. Вторую проблему, касавшуюся мощного орудия, решили более интересным и оригинальным способом. Поскольку боеприпасы для орудия были слишком тяжелыми, заряжающего освободили от их перемещения по боевому отделению. Справа от казенной части поместили барабанный автомат заряжания, а заряжающего сделали его оператором.
Интересно, что первые испытания истребитель танков FV4005 проходил без башенной «коробки». По неким причинам прототип сперва оснастили лишь нижней частью башни с системой крепления орудия, самой пушкой и рядом вспомогательных агрегатов, в том числе автоматом заряжания. Причины этого точно не известны. В различных источниках называются как затянувшаяся разработка, так и необходимость проверить правильность компоновки оружия и оборудования и лишь потом закрыть их бронированной башней подходящей формы.
Обводы готовой башни FV4005 в некоторой мере напоминали форму башни FV4004. Однако ввиду наличия более мощной и крупной пушки с автоматом заряжания она получилась крупнее и массивнее. О бронировании башни данных нет, но некоторые нюансы фото прототипа самоходки позволяют предполагать, что эта машина первоначально оснащалась лишь противопульной защитой кормы и бортов башни и, возможно, более толстыми лобовыми листами. Сравнительно тонкие борта и крыша были усилены характерными ребрами жесткости. Для посадки экипажа и обслуживания орудия в кормовом листе башни предусмотрели люк-дверь.
Боевая масса прототипа FV4005, по некоторым данным, достигла почти 60 тонн. Учитывая старый двигатель «Центуриона», нетрудно представить ходовые характеристики получившегося истребителя танков. Что касается огневой мощи, то FV4005 мог бы гарантированно поражать любой из имевшихся или только разрабатывавшихся танков мира на расстоянии в два-три километра. Главной проблемой в таком случае становилась точность стрельбы.
Оба проекта истребителей танков с рекордно мощным вооружением стартовали в самом начале пятидесятых годов. Первым на полигон вышла машина FV4004. Однако всего через несколько месяцев после начала испытаний, в 1951 году, этот проект был закрыт. FV4005 довели до стадии испытаний только в 55-м. Первые несколько месяцев эта самоходка, как уже говорилось, ездила без броневой защиты башенного оборудования, но в дальнейшем ее «достроили». Испытания боевой машины с 183-мм пушкой продолжались почти два года. В 1957 году проект FV4005 сочли бесперспективным и тоже закрыли.
Вероятно, главной причиной отказа от достаточно интересных и, вероятно, перспективных истребителей танков стали их ходовые качества. Как оказалось, новые башни с мощными пушками были непосильной ношей для шасси танка «Центурион». Разработку специального шасси с достаточной грузоподъемностью, по-видимому, сочли нецелесообразной. Что касается вооружений, то пушки калибра 120 и 183 миллиметра получались слишком сложными в изготовлении и эксплуатации. Кроме того, во второй половине пятидесятых годов ведущие страны мира уже вовсю работали над созданием противотанковых ракетных комплексов, которые обещали быть гораздо более эффективными, чем имеющаяся артиллерия.
В ходе проектов FV4004 и FV4005 было построено всего по одному прототипу. Их активно проверяли в различных условиях и тестировали оружие. После испытаний оба прототипа остались на полигоне, их решили не утилизировать. По некоторым данным, в последующие годы машина FV4005 подверглась некоторым изменениям. Так, базовое шасси лишилось башни и использовалось в других испытаниях. Несколько лет спустя прототип был восстановлен, но с использованием другого бронекорпуса. В настоящее время оба истребителя танков находятся в танковых музеях, но экспонируется лишь один. На САУ с 183-мм пушкой можно посмотреть в танковом музее города Бовингтон.
https://topwar.ru/27993-angliyskie-istr … 004-5.html