У Т-10 было семь пар опорных колес с торсионной подвеской, известной как комплектные торсионы. В отличие от обычных опорных колес с резиновыми ободами, которые встречаются на большинстве танков, во всей линейке тяжелых танков ИГ, включая Т-10, использовались исключительно цельнометаллические опорные колеса, и, как и у предшествующих танков, гусеницы Т-10 опирались на три возвратных катка с каждой стороны. Общий вес ходовой части, включая подвеску, составляет 10 116 кг. На ее долю приходится 19,6% от общего веса танка. Это та же доля веса, что и у средних танков, таких как Т-54. Каждый возвратный ролик имел диаметр 310 мм, как показано на рисунке ниже, и весил 73 кг. Первый и седьмой поворотные рычаги опорного колеса имели гидравлические амортизаторы для дополнительного демпфирования ударов. На Т-10М была добавлена дополнительная пара гидравлических амортизаторов на вторых поворотных рычагах опорного колеса, что дало танку в общей сложности три пары для обеих сторон.
Установленные в комплекте торсионные балки Т-10 были заимствованы из ИС-7 и обладают довольно уникальными характеристиками. Вместо единого пружинного стержня, проходящего по всей ширине корпуса танка, семь отдельных стержней гораздо меньшего диаметра и гораздо меньшей длины были соединены вместе в большом цилиндрическом корпусе, образуя торсионную пружину. Это показано на рисунке ниже, взятом из руководства по эксплуатации Т-10М. На рисунке ниже также показан амортизатор, встроенный в поворотный рычаг дорожного колеса.
Этот тип подвески был первоначально разработан в конце Второй мировой войны главным конструктором Николаем Шашмуриным на заводе № 100 совместно с научно-исследовательским институтом НИИ-48 для ИС-7. Дальнейшие исследования пучковых торсионов были продолжены в научно-исследовательском институте ВНИИ-100. Пучок состоит из центрального торсиона, окруженного 6 периферийными стержнями. Это было упрощением конструкции обвязки, используемой на ИС-7, которая имела центральную перекладину и 18 периферийных перекладин.
Как и практически во всех других торсионах, созданных для советских танков в 1950-х годах, используется пружинная сталь 45ХНМФА. Длина каждого торсиона составляет всего 880 мм, а диаметр - всего 34 мм. Для справки, торсионные стержни PT-76B имеют диаметр 38 мм, а торсионные стержни T-54 имеют диаметр 56 мм. За счет соединения семи стержней меньшего размера в торсионный стержень модуль упругости был увеличен до 51 9900 Н/м. Это всего на 4,5% выше (жестче), чем торсионы Т-55 и Т-62, а вес Т-10 распределен на семь опорных колес с каждой стороны вместо пяти. Кроме того, в 21-м издании серии "Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг." (Отечественная бронетехника 1945-1965) М. В. Павловым и И. В. Павловым утверждается, что нелинейный отклик может быть получен от соединенных в комплекте торсионов, приближающийся к отклику от постепенно упрочняющейся подвески, хотя несколько неясно, почему этот тип торсионов демонстрирует такое поведение.
Решение использовать комплектные торсионы в отличие от обычных одноштоковых торсионов было предметом разногласий во время разработки Т-10, что, по-видимому, привело к увольнению бывшего руководителя завода ЧКЗ в военное время и его замене более сговорчивым руководителем завода. Это был не вопрос ограниченной ширины корпуса или каких-либо геометрических ограничений, а желание устранить некоторые проблемы долговечности и надежности, связанные с одноштоковыми торсионными балками, и более эффективно использовать внутреннее пространство танка.
Как упоминалось ранее в этой статье в разделе, посвященном месту водителя, осевое расстояние между концами корпусов торсионных балок составляет 326 мм. Это было спроектировано таким образом, чтобы сиденье водителя можно было установить в этом зазоре, а не поверх торсионных балок, что экономило вертикальное пространство в корпусе и обеспечивало водителю максимальный запас высоты, который был возможен при корпусе высотой 1015 мм.
Максимальное напряжение сдвига в пучке составило 1128 МПа по сравнению с максимальным напряжением сдвига в 978 МПа для одиночного торсиона от Т-55. Запас хода опорных колес также был немного выше, их отбойный ход составил 172 мм по сравнению с 162 мм у Т-55. Кроме того, долговечность и надежность комплектного торсиона были выше из-за чрезвычайно низкой вероятности одновременного выхода из строя всех семи отдельных торсионов. Даже если несколько стержней были повреждены в результате усталости или минной атаки, комплект все равно может функционировать, пока не появится замена. В обычной одноштоковой торсионной подвеске нет избыточности, поэтому повреждение торсионной балки приведет в негодность весь элемент подвески.
Однако Т-10 был первым и последним советским танком, в котором был реализован такой подход к конструкции подвески. Из-за возросшей сложности конструкции и возросших требований к квалифицированной рабочей силе в процессе производства, а также более высокой стоимости технология комбинированной торсионной подвески в будущих проектах танков в дальнейшем не применялась.
Более того, цель минимизации использования внутреннего вертикального пространства корпуса была достигнута лишь частично, поскольку вращающийся пол башни все еще приходилось устанавливать над большими корпусами торсионных балок. Таким образом, несмотря на то, что механик-водитель получил выгоду от увеличения пространства над головой, боевое отделение фактически потеряло около десяти дюймов вертикального пространства, что пришлось компенсировать увеличением высоты башни. Подход, использованный отечественными средними танками, был гораздо более разумным; все они имели ребра жесткости, вдавленные в обшивку корпуса, а торсионные балки были установлены в желобах этих ребер жесткости, что позволило максимально увеличить доступную внутреннюю высоту за счет уменьшения потерь пространства при одновременном повышении жесткости обшивки.
Спиральные пружинные отбойники установлены на каждом колесе. Наличие спиральных пружин вместо простых неподвижных металлических блоков для отбойников способствует плавности езды по пересеченной местности, поскольку толчки от поворотного рычага дорожного колеса, достигающего максимального угла отклонения, постепенно гасятся. Это также способствует приданию подвеске характеристик постепенно твердеющей суспензии. В сочетании с нелинейным поведением пружин соединенных торсионов общий эффект означал, что серия Т-10 имела самую совершенную подвеску своего времени не только среди советских танков, но и среди всех своих зарубежных аналогов. Как ни странно, этот тип отбойника не использовался на средних танках или основных боевых танках.
Ведущие звездочки имеют два набора по четырнадцать зубьев в каждом и имеют диаметр шага 820 мм. Грязеуловитель установлен рядом с каждой ведущей звездочкой, чтобы снизить вероятность смещения гусеницы со звездочки из-за чрезмерного скопления грязи. Эти особенности можно увидеть на двух фотографиях ниже (заслуга Керри на странице Primeportal.net ), на которых показана ведущая звездочка танка Т-10М (Объект 734) с оригинальной коробкой передач Т-10 и бортовыми передачами. Также хорошо виден большой диаметр ступицы звездочки, выполненный для размещения выступающего планетарного комплекта в главной передаче. Кроме того, звездочка имеет прочную ступицу, служащую защитой для главной передачи. Это увеличило ее вес и момент инерции по сравнению с обычными конструкциями звездочек со скелетонированными ступицами и ободьями.
Новая трансмиссия на Т-10М (Объект 272) была дополнена новой ведущей звездочкой с тем же диаметром шага и тем же количеством зубьев, но более узкой ступицей благодаря новой, более компактной конструкции главной передачи.
Как упоминалось ранее, серия Т-10 оснащалась литыми стальными опорными колесами диаметром 550 мм и весом 119 кг. Основным преимуществом этих цельнометаллических опорных колес малого диаметра было то, что они были очень дешевыми и простыми в изготовлении и замене, имели относительно небольшую массу, длительный срок службы и низкое сопротивление качению. Это же колесо используется и в качестве холостого. Несмотря на его близкое визуальное сходство с более ранней моделью цельнометаллического опорного колеса, используемого в серийных моделях тяжелых танков КВ и ИС, опорное колесо Т-10 оснащено роликовым подшипником и шарикоподшипником вместо пары упорных подшипников. В этом смысле он также отличается от экспериментального танка ИС-7, от которого была получена комплектная торсионная подвеска Т-10.
При снятии колпака ступицы этих колес видны шарикоподшипники и ось, но при доливке смазки в это нет необходимости, поскольку для этого имеется специальное место доступа. Его можно увидеть на рисунке слева вверху.
Эти колеса были действительно цельнометаллическими, поскольку на них отсутствовали даже внутренние резиновые втулки. Кроме того, на внутренних поверхностях гусеничных звеньев отсутствовали резиновые накладки, поэтому стальные обода опорных колес проходили по стальным поверхностям звеньев. Это устранило проблемы с долговечностью, связанные с наличием резиновых накладок и ободьев, но отсутствие каких-либо демпфирующих элементов в подвеске, кроме торсионных пружин, позволило легче передавать вибрации на танк и привело к снижению эффективности на более высоких скоростях. Это негативно сказывается на комфорте экипажа, а также может быть причиной ускоренного износа чувствительного оборудования, и, кроме того, отсутствие демпфирующих элементов в колесах увеличило скорость износа шарикоподшипников. Из-за этих проблем цельнометаллические опорные колеса никогда не использовались ни на одном советском танке, кроме линейки тяжелых танков IS. Основная причина этого заключалась в проблемах с долговечностью резиновых накладок при использовании 50-тонного танка, рассчитанного на движение со скоростью до 50 км / ч.
Амортизаторы серии Т-10 были встроены в полость внутри поворотного рычага дорожного колеса. Это было еще одно конструкторское решение, заимствованное из проекта ИС-7, что еще раз подтверждает происхождение Т-10. Амортизатор представляет собой обычный цилиндрический гидравлический амортизатор с ограничителем, соединенным с поворотным приводом, а не с линейным поршнем. Когда поворотный рычаг отклоняется вверх из-за неровности дороги, он толкает поворотный рычаг привода вверх, заставляя привод толкать узел гидравлического ограничителя вверх. Это показано на рисунке справа ниже.
Диапазон вертикального отклонения (из положения покоя с заряженным танком) опорных колес на Т-10 составляет 144 мм. Диапазон отклонения опорных колес на Т-10М был увеличен до 172 мм для повышения плавности хода вместе с дополнительной парой гидравлических амортизаторов. Увеличение диапазона вертикального отклонения также потребовало модификации амортизаторов, поскольку в противном случае поворотный рычаг опорного колеса блокировался бы опорным рычагом привода поворота амортизатора.
Для сравнения, максимальный прогиб опорных колес тяжелого танка Conqueror составляет 150 мм, но поскольку в танке использовалась система подвески Horstmann, два опорных колеса тележки имеют общую пружину, и если тележка наезжает на кочку, пружина сжимается обоими колесами, и максимальный прогиб любого колеса резко уменьшается.
Дорожный просвет Т-10 варьируется в зависимости от точной точки измерения, поскольку нижняя часть корпуса отмечена выступающими корпусами торсионов и выпуклостью под моторным отсеком. При измерении по выпуклости моторного отсека дорожный просвет составляет 456 мм.
В Т-10 использовались гусеницы OMSh. OMSh означает открытые гусеницы с металлическими штифтами. Его конструкция по сути является модификацией гусеницы ИС-3, модифицированной с немного иной поверхностью гусеницы и удлиненными выступами, которые выступают за пределы ширины штифтов гусеницы. Эта новая гусеница оставалась взаимозаменной с ИС-3, и, наоборот, существующие гусеницы ИС-3 можно было использовать и на Т-10. Гусеницы OMSh подходили для тяжелых гусеничных машин с низким максимальным ограничением скорости, включая такие, как Centurion, поэтому они считались подходящими для Т-10. Однако высокие нагрузки, связанные с необходимостью выдерживать большую нагрузку, привели к тому, что срок службы гусениц OMSh Т-10 составил всего 2000 км, что значительно меньше срока службы гусениц OMSh Т-54 протяженностью 3000 км. Одна и та же конструкция гусеницы сохранялась на протяжении всей военной карьеры серии Т-10.
Номинальная цифра в 2000 км - это среднее значение, полученное в результате испытаний на специальных испытательных трассах в центральной части СССР, представляющее срок службы, которого можно ожидать после езды по различным дорожным покрытиям летом. При движении исключительно или преимущественно по одному дорожному покрытию срок службы гусениц может значительно варьироваться. При движении по песку, особенно кварцевому, срок его службы сокращается вдвое - всего до 1000 км, в то время как при движении в зимних условиях срок службы увеличивается до 3000 км. Таким образом, можно ожидать, что срок службы гусениц Т-10, эксплуатируемых в умеренном, тропическом или холодном регионе, где дорожное покрытие в основном состоит из почвы, грунта, глины, ила или мерзлой земли со снегом, превысит 2000 км. При эксплуатации в пустынных регионах можно ожидать, что срок службы будет ниже среднего и составит около 1000 км.
На фотографии ниже слева показан внешний край гусеницы с видимыми фиксаторами штифтов гусеницы, а на фотографии ниже справа показаны головки штифтов гусеницы. Фотографии Керри на сайте PrimePortal.net .
Гусеничные звенья имеют ширину 720 мм и шаг 160 мм, что вполне типично для тяжелого танка. Для справки, гусеницы серий T96, T97 и T107 для M103 имеют ширину 710 мм, а гусеницы Conqueror - 787 мм, в то время как гусеницы большинства средних танков и основных боевых танков обычно имеют ширину около 600 мм, плюс-минус несколько сантиметров. Концы направляющих пальцев на внешней кромке гусениц закреплены гайкой и шайбой, в то время как концы направляющих пальцев на внутренней кромке гусениц просто удерживаются слишком большой головкой.
С каждой стороны установлено 88 звеньев гусеницы, каждое звено весит 21 кг. Полный комплект гусениц весит 2147,8 кг, а два полных комплекта - 4395,2 кг. В 1960-х годах опорные колеса и гусеницы ОМШ Т-10 были перенесены на ИС-3М, когда у последних износились старые гусеницы или когда они проходили капитальный ремонт. Это улучшило характеристики надежности и работоспособности старого танка и повысило степень взаимозаменяемости деталей между двумя основными тяжелыми танками советской Армии, а также устранило устаревший продукт с линии по производству запасных частей.
Длина контакта с землей каждого комплекта гусениц составляет 4,55 м при общей номинальной площади контакта с землей 6,55 кв. м с обеими гусеницами. Номинальное давление на грунт для всех вариантов Т-10 с боевой нагрузкой составляет 0,77 кг / кв.см, плюс-минус несколько сотых для учета некоторых незначительных различий. Это поместило Т-10 в ту же общую категорию, что и средние танки, такие как Т-54, которые весили намного меньше, но имели более узкие гусеницы, хотя интересно отметить, что каждая модель от Т-54 обр. 1951 г. до Т-54Б имела давление на грунт 0,8 кг / кв. см, а у Т-55 давление на грунт было незначительно выше - 0,81 кг / кв. см.
Для сравнения, номинальное давление на грунт (NGP), оказываемое Conqueror, составляло 0,847 кг / кв.см, а давление M103A2 составляло колоссальные 0,929 кг / кв. см. Возможно, недостаток Conqueror не такой серьезный, как следует из показателя NGP, поскольку у него восемь небольших опорных колес с каждой стороны вместо семи, как у T-10 и M103, поэтому разница в среднем максимальном давлении (MMP) может быть не совсем пропорциональна разнице в NGP. Тем не менее, преимущество Т-10 в этом сравнении совершенно очевидно - это тяжелый танк по роли, весу, броне и огневой мощи, но не по мобильности. В целом, тактическая мобильность Т-10 была сопоставима со средними танками во многих отношениях, а стратегическая мобильность Т-10 была ненамного хуже благодаря искусственному ограничению веса в 50 тонн, но танк все равно отставал по простоте ремонта и эксплуатационным расходам. Это вполне ожидаемо, учитывая гораздо более низкие производственные показатели тяжелого танка и более высокую сложность его конструкции.
Для передвижения по глубокой грязи, болотистой местности или глубокому снегу удлинители гусениц могут крепиться болтами к каждому звену гусеницы. Полный комплект из 174 удлинителей весил 1265 кг, что значительно утяжеляло танк, но значительно увеличивало площадь контакта с грунтом. Это снизило номинальное давление на грунт с 0,77 кг / кв.см всего до 0,55 кг / кв. см, что дало танку достаточную проходимость для движения по труднопроходимой местности, где в противном случае танк утонул бы и полностью потерял сцепление с дорогой.