Одетые в броню

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » О танках (статьи)


О танках (статьи)

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

СТАБИЛИЗАТОР ТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Начиная с пятидесятых годов XX века все отечественные танки оснащаются стабилизаторами вооружения (пушки и спаренного с ней пулемета). Вне зависимости от колебаний корпуса танка, возникающих при движении по пересеченной местности, стабилизатор вооружения позволяет сохранять неизменным положение пушки в пространстве, а также осуществлять наведение вооружения на цель. Применение стабилизатора вооружения позволяет вести прицельную стрельбу при движении танка с высокой вероятностью поражения цели.

Стабилизатор вооружения представляет собой систему из двух приводов – привода наведения и стабилизации пушки в вертикальной плоскости (вертикальная наводка – ВН) и привода наведения и стабилизации башни с пушкой в горизонтальной плоскости (горизонтальная наводка – ГН). Оба привода связаны с прицелом наводчика или командира, при этом прицел может иметь автономную стабилизацию поля зрения (линии визирования) в одной или двух плоскостях. При жесткой связи нестабилизированного прицела с приводами вооружения (зависимая линия визирования), поле зрения прицела стабилизируется с той же точностью, что и пушка. Стабилизация непосредственно прицела (независимая линия визирования) позволяет повысить точность стабилизации поля зрения наводчика и одновременно реализовать ввод баллистических и метеорологических поправок в контур стрельбы, тем самым существенно повысить вероятность поражения цели.

Механизм подъема с синхронным электродвигателем

Планетарная передача с длинными резьбовыми роликами (РВПД). 1 – винт; 2 – резьбовые ролики – сателлиты; 3 – ходовая гайка; 4 – опорная гайка; 5 – зубчатые венцы роликов; 6 – зубчатые венцы винта; 7 – зубчатые венцы опорных гаек.

В последние годы в мировом танкостроении отчетливо прослеживается тенденция отказа от гидравлического привода в канале ВН, применявшегося ранее в большинстве зарубежных танков, и применения в обоих каналах (ВН и ГН) электрических приводов с векторным управлением на базе синхронных электродвигателей.
Современный электрический привод с векторным управлением синхронным электродвигателем имеет существенные преимущества по сравнению с гидравлическим приводом, в частности:

• большой срок службы и высокий КПД;
• отсутствие легковоспламеняющейся рабочей жидкости под большим давлением;
• меньшую трудоемкость и сложность технического обслуживания;
• высокую стабильность характеристик;
• малое потребление электроэнергии, особенно на стоянке («тихое наблюдение»).

Современное отечественное предприятие «ВНИИ «Сигнал» активно работает над созданием новых образцов техники с широким использованием последних достижений научно-технического прогресса. Одной из важных разработок этой организации в последние годы стал электромеханический стабилизатор танкового вооружения нового поколения. Благодаря новым достижениям в области электроники, таким как микроЭВМ, силовые ключи типа IGBT, приводная техника и механика, в настоящее время появилась возможность выйти на качественно новый уровень разработки. В результате был создан современный высокоточный и надежный электромеханический стабилизатор 2Э58, предназначенный как для модернизации серийных танков, так и для применения в новых опытно-конструкторских разхработках.

К настоящему моменту экспериментальный образец стабилизатора 2Э58 успешно прошел стендовые и натурные испытания в составе танка Т-72 производства нижнетагильского предприятия УКБТМ.

Всесторонний анализ вариантов реализации электрического привода ВН с учетом зарубежных данных показал, что применение в качестве механического подъемника традиционного цилиндрического редуктора с зубчатым сектором не позволит обеспечить перспективных требований по точности стабилизации и плавности скоростей наведения. Причина в том, что механическая связь между пушкой и башней танка в этом случае представляет собой длинную кинематическую цепь, в которой неизбежны переменные люфты, повышенные кинематические погрешности и пониженная жесткость. Применение люфтовыбирающих устройств приводит в свою очередь к значительным и непостоянным моментам сопротивления, которые достаточно сложно компенсировать. Стало ясно, что необходим высокоточный, малоинерционный, обратимый, обладающий высокой жесткостью механический подъемник с поступательным перемещением выходного звена, устанавливаемый на место гидравлического силового цилиндра. Последнее обстоятельство весьма важно при модернизации танков, находящихся в эксплуатации.

В процессе разработки анализировались различные передачи поступательного перемещения (винтовые, шариковинтовые, роликовинтовые и др.). В итоге был разработан механический подъемник на базе планетарной роликовинтовой передачи с длинными резьбовыми роликами (РВПД), отвечающий необходимым требованиям.

РВПД оказалась лучше других передач поступательного перемещения по таким показателям, как удельная грузоподъемность, момент сопротивления, момент инерции, точность и плавность перемещения.

Созданный в ОАО «ВНИИ «Сигнал» технический задел позволяет осуществлять модернизацию различных типов боевых машин, тем самым расширяя их тактико-технические характеристики: повышение эффективности огня, надежности и эксплуатационных качеств. Модернизация бронетехники может проводиться с минимальными доработками и затратами – ЭСТВ 2Э58 устанавливается на штатные места стабилизатора предыдущего поколения.
http://otvaga2004.ru/tanki/tanki-modern … okoleniya/

2

Гомогенная и композитная броня.

Гомогенная броня.

На заре появления сухопутной бронетехники, основным типом защиты были простые стальные листы. Их старшие товарищи, броненосцы и бронепоезда, к этому времени успели обзавестись цементированной и многослойной броней, но, в серийное танкостроение эти типы брони пришли лишь после ПМВ.

Гомогенная броня представляет собой горячекатаные листы или литые конструкции, из которых тем или иным методом собирают броневой корпус. Первым методом сборки были заклепки, как самый дешевый и быстрый на тот момент. Позже болтовые соединения существенно потеснили заклепки. К середине ВМВ основным методом соединения броневых плит стала электродуговая сварка. Первоначально сварка преимущественно была ручная газопламенная, но, развитие электротехники и освоение массового производства электродов достаточно высокого качества, привели к более широкому использованию электродуговой сварки. С начала 1930-х годов делались попытки внедрения в серийное производство автоматической электродуговой сварки. Но, достичь приемлемого качества при приемлемой стоимости удалось только в годы ВМВ в СССР, когда при производстве танков Т-34-76 и танков семейства КВ, впервые в мире стали применять автоматическую электродуговую сварку под слоем порошкового флюса.

Несмотря на изобретение электродуговой сварки еще в конце 19-го века российским инженером Н.Н. Бенардосом, вплоть до конца ВМВ в танкостроении ограниченно применялось соединение броневых плит на болты и заклепки. Это стало следствием проблем, которые возникают при сварке толстых плит из среднеуглеродистых сталей (0,25-0,45%С). Высокоуглеродистые стали в танкостроении даже сейчас практически не применяются.

Также, сложно добиться качественных сварных швов при сварке легированных и недостаточно очищенных сталей. Для измельчения структурного зерна сталей используют добавки марганца и других легирующих элементов. Они так же, повышают прокаливаемость сталей, тем самым, снижая локальные напряжения в сварном шве. Иногда может применяться закалка броневых плит, но, этот метод применяется крайне ограниченно, так как, предварительно закаленные броневые плиты при сварочном соединении создают еще большие проблемы из-за неоднородности поля внутренних напряжений. Для снятия напряжений обычно используют нормализационный отжиг или низкий отпуск. Но, для достижения существенного повышения твердости, вначале сталь должна быть закаленной на мартенсит или на троостит (то есть, высокая закалка). Высокая закалка толстостенных деталей сложной формы всегда представляет большую сложность, если это деталь величиной с корпус танка, то задача практически не решаемая.

Для повышения стойкости гомогенной брони желательно повысить твердость поверхности броневых плит, а сердцевины и строну, обращенную внутрь, оставить вязкой и сравнительно эластичной. Этот подход впервые был реализован на броненосцах конца 19-го века. В бронетехнике это решение применялось намного уже.

Проблема цементации заключается в необходимости долгой выдержки детали в порошковом карбюризаторе (смесь на основе кокса, нескольких процентов извести, и небольшой добавки поташа) при температурах 500-800*С. При этом проблематично добиться равномерной толщины карбидного слоя. К тому же, сердцевина стальной детали становится крупнозернистой, что резко снижает ее усталостную прочность и несколько снижает все прочностные параметры.

Более совершенный метод – азотирование. Азотирование проводить технически сложнее, но, после азотирования деталь подвергается нормализационному отжигу с охлаждением в масле. Это несколько компенсирует увеличение структурного зерна. Но, глубина слоя азотирования не превышает одного миллиметра при времени азотирования в десятки часов.

Прекрасный метод – цианидирование. Проводится быстрее, твердость не ниже, температура нагрева сравнительно небольшая. Но, окунать броневые плиты (и тем более, корпус танка) в расплавленную смесь цианидов, это, мягко говоря, неэкологично, да и вообще, сомнительное удовольствие.

Оптимальные свойства броневой защиты можно достичь использованием сварного корпуса из среднеуглеродистой стали, а сверху закрыть корпус сварными и/или соединенными на резьбу плитами из закаленной высокопрочной стали.

Композитная броня.
Композитные материалы это, в общем случае, материалы, сочетающие в себе два и более компонента с сильно отличающимися свойствами. К ним можно отнести армированные, многослойные, наполненные, и другие композиции (“композиция”, в данном значении, можно примерно перевести как “смесь” или “совмещение”).

К классическим примерам композитных материалов можно отнести простые железобетонные плиты, или, например, смесь кобальта и порошкового карбида вольфрама, используемую для производства твердосплавных наплавок быстрорежущего инструмента. При этом, классическое значение, и наибольшую известность термин “композитные материалы” приобрел применительно к композициям на основе полимерных матриц, усиленных тем или иным армированием (волокно, порошки, ровинги, войлоки (нетканые текстили), полые сферы, ткани, и пр.).

Применительно к броневой защите, композитная броня это броня, включающая конструктивные элементы из материалов с сильно отличающимися свойствами. Как мы уже сказали выше, внешние плиты желательно сделать максимально твердыми, а несущей основе оставить хорошую обрабатываемость, и высокую вязкость.

Следовательно, композитная броня может включать в себя различные сочетания из вязкого и упругого материал и высокотвердого материала: среднеуглеродистая сталь + керамика, алюминий + керамика, титановый сплав + закаленная инструментальная сталь, кварцевое стекло + броневая сталь, стеклопластик + керамика + сталь, сталь + СВМПЭ + корундовая керамика, и мн. др. Обычно, внешняя плита изготавливается из материала со средними прочностными свойствами, она выполняет функцию противокумулятивного экрана, а так же, обеспечивает защиту твердых хрупких элементов от попаданий осколков и пуль. Самый нижний слой выполняется несущим, оптимальный материал для него броневая сталь и/или алюминиевые сплавы. Если позволяет средства, то титановые сплавы. Для остановки наиболее эффективных противотанковых средств может дополнительно использоваться подбой из высокопрочного волокна (обычно кевлар, но, иногда используют нейлон, лавсан, капрон, СВМПЭ, и пр.). Подбой останавливает осколки, возникающие при неполном пробивании брони, обломки разрушившегося сердечника БОПС, мелкие осколки от небольшой пробоины кумулятивным снарядом. Кроме того, подбой повышает теплоизоляцию и звукоизоляцию машины. Веса подбой особо не добавляет, больше влияя на стоимость бронетехники.

В отличие от гомогенной брони, любая композитная броня работает на разрушение. Проще говоря, верхний экран легко пробивается практически любыми ПТ средствами. Твердые пластины выполняют свою функцию в процессе более или менее хрупкого разрушения, а несущая часть брони останавливает уже рассеянный удар кумулятивной струи или обломки сердечника БОПС. Подбой подстраховывает от более мощных ПТ средств, но, его возможности весьма ограничены.

При проектировании композитной брони так же учитываются три немаловажных фактора: стоимость, плотность, и обрабатываемость материал. Камнем преткновения керамики является обрабатываемость. Кварцевое стекло, так же, имеет плохую обрабатываемость, да и солидную стоимость. Стали и сплавы вольфрама отличаются высокой плотностью. Полимеры, хотя и весьма легкие, но, стоят обычно дорого, да и чувствительны к огню (как и к длительному нагреву). Алюминиевые сплавы сравнительно дороги, и имеют низкую твердость. Идеального материала, к сожалению, нет. Но, те или иные сочетания различных материалов, часто позволяют оптимально решить техническую задачу при приемлемой стоимости.
https://m.aftershock.news/?q=node/574468
Статья нашего читателя Николая Володина
https://pp.userapi.com/c840127/v840127480/3cbe3/jlABBeAiLBI.jpg

3

В развитии бронетехники различают несколько поколений:

- первая бронетехника: зачастую на базе гражданской техники, созданная энтузиастами без наработок. Представители этого поколения: бронетехника времён Первой мировой войны, дешёвые эрзацы и проекты 20-х-30-х гг, такие как Disston Tank и копии Renault FN-17;

- бронетехника межвоенного периода: очень разнообразное поколение, поскольку шёл поиск решений; разрабатывалось с оглядкой на опыт применения предыдущего поколения. К этому поколению относятся почти все образцы с середины 30-х годов вплоть до последних модификаций серии БТ;

- военное поколение: техника, разрабатываемая специально для участия в тогда ещё будущей большой войне, либо созданная уже по время Второй мировой. Это поколение начинается с появления Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV и заканчивая такими машинами, как M26 Pershing, М38 Wolfhound;

- первое послевоенное поколение: техника разрабатывалась непосредственно по результатам боевых действий Второй мировой. Первые представители появились ещё в 44-ом - это Т-44, ИС-3 и А41 Centurion, а последние образцы относятся уже к 70-80-м годам (бесконечные китайские модификации советской бронетехники);

- второе послевоенное поколение: главным образом для участия в войне с применением ОМП сочетание массовости и боевых качеств, появление ОБТ, самой массовой бронетехникой становятся БМП, БТР и примкнувшие довольно поздно к ним лёгкие бронеавтомобили и MRAP. Родоначальниками стали М113, БМП-1, Т-64, М109. Поколение активно развивается и сейчас;

- третье послевоенное поколение: массовое внедрение автоматизации, многочисленных систем пассивной и активной защиты, внедрение концепции сетецентрической войны, максимальная защита экипажа, ставка на качество, а не на массовость. Сейчас на вооружение принято всего несколько видов такой техники - немецкая Puma, израильский Namer и отечественные MRAP Тайфун, находящиеся в разработке линейки Арматы, Курганца, Бумеранга и САУ Коалиция.
https://pp.userapi.com/c639126/v639126951/5b447/zn9yJcJfkO8.jpg

4

Американский взгляд на «танковую войну» в Ираке и Сирии
Дайте танкисту штурмовую винтовку!

На всем протяжении войны с террористами в Сирии и в Ираке танки являются одними из важных участников боевых действий и применяются практически всеми сторонами конфликта – от правительственных сил до различных формирований мятежников. Использовались машины различных поколений – от послевоенных до самых современных, для которых ближневосточные пустыни, оазисы и города стали испытательным полигоном.
Нельзя сказать, что боевые действия в Сирии радикально обогатили наших военных в вопросах тактики использования бронированных машин. Они, скорее, подтвердили горький опыт чеченской войны.

Прохоровки не будет

А вот для американцев некоторые аспекты специфики применения танков в Сирии и Ираке стали откровением. Писатель и блогер Александр Афанасьев сделал перевод аналитического материала американского эксперта Криса Эрнандеса, ветерана КМП США и танкиста Национальной Гвардии, участника боевых действий в Афганистане и Ираке, в котором он размышляет об уроках нынешней войны на Ближнем Востоке.

Эрнандес полагает, что ожидать в подобных конфликтах сражений вроде Прохоровки или Эль-Аламейн не приходится. Не стоит ожидать и того, что большинство боестолкновений будет происходить в практически идеальных для танков условиях пустыни, вроде тех, что были при разгроме в ходе «Бури в Пустыне» контратаковавшей американцев иракской дивизии «Тавалкана» 26 февраля 1991. Гораздо чаще, полагает эксперт, танкистам придется действовать на крайне неблагоприятном ландшафте, среди урбанистических развалин вроде тех, в которых действовали войска коалиции в Мосуле и Ракке.

Неуязвимость «Абрамса» сильно преувеличена

Такие условия позволяют повстанцам подобраться к танкам на дистанцию кинжального огня и атаковать их в мертвых зонах всеми имеющимися у них средствами, включая «Коктейли Молотова» и другие подручные средства.

В таких условиях средства наблюдения танков – перископы и прицелы, совершенно недостаточны для контроля обстановки, и боевые машины оказываются практически слепы.

Эксперт констатирует, что неуязвимость американского танка «Абрамс» сильно преувеличена, особенно в свете распространения на Ближнем Востоке современных РПГ и ПТРК, а также модернизированных выстрелов к «старичку» РПГ-7. Причем в массовом появлении этого грозного противотанкового оружия у джихадистов Эрнандес обвиняет американских союзников (вероятно, правительственные войска Ирака и «умеренную» сирийскую оппозицию). Все это делает наличие пехотного прикрытия танков важнейшим и необходимым условием их применения. Судя по словам американского ветерана, эти, в общем-то, прописные истины очевидны далеко не для всех в ВС США. Что косвенно подтверждают огромные потери коалиции в Мосуле.

Чем отстреливаться экипажу подбитого танка?

Особое внимание он уделяет индивидуальному оружию танкиста. Сегодня на экипаж «Абрамса» полагается всего одна штурмовая винтовка М-4, остальные танкисты вооружены пистолетами. При этом они практически не имеют необходимых навыков стрельбы из карабина – занятий по огневой подготовке с ними не проводится. Такую ситуацию Эрнандес признает недопустимой.

Ветеран Ирака и Афганистана считает вполне возможной ситуацию, когда танкист вынужден применить винтовку для уничтожения противника, находящегося в мертвой для танкового вооружения зоне. Кроме того, в случае повреждения машины и необходимости спешится, он едва ли сможет защитить себя пистолетом, против АК повстанцев. Между прочим, вопрос штатного вооружения танкистов встал еще после оккупации Ирака, когда спешенные экипажи стали привлекать к охране периметров баз и даже к патрулированию. Поскольку штатных М-4 у большинства из них не было, их приходилось вооружать трофейными иракскими автоматами. Нельзя сказать, что их огневые возможности от этого снизились, но проблема проявилась весьма отчетливо. И она не решена до сих пор. Свой обзор Крис Эрнандес закачивает несколько патетическим призывом к руководству сухопутных сил США, «выучить сирийские уроки», если они до этого проигнорировали трагические уроки недавней американской истории.
https://www.vpk-news.ru/articles/41316
https://pp.userapi.com/c840129/v840129156/7776e/x24FAX80wFk.jpg

5

Сравнение боевых характеристик и компоновки современных отечественных и зарубежных танков.

Часть 1. Утверждение, что якобы, отечественные танки легче, поэтому и бронирование у них слабее.

Кроме веса есть такое понятие, как забронированный объем, который зависит от плотности компоновки и количества членов экипажа. Правильно, у отечественных танков он меньше на треть. Следовательно, меньше площадь, покрытая броней, отсюда меньшая масса и габариты.

Для танков с резко выраженным дифференцированным бронированием характерно размещение основной массы брони в пределах +20…35 по курсу танка. Поэтому при оценке защищенности площадь лобовой проекции имеет важное значение.

Уменьшение высоты танка – самый надёжный и простой способ уменьшить лобовую проекцию, и, как следствие, в малых габаритах можно увеличить площадь брони наибольшей толщины, то есть значительно усилить лобовую проекцию и надежно защитить вероятные курсовые углы обстрела.

То, что наши танки на 20-30см ниже западных, а площадь их лобовой проекции значительно меньше, во многом объясняет, почему они легче. У Т-72 лобовая проекция 5 м2, а у «Абрамса» – 6 м2, то есть самая тяжёлая бронеплита «Абрамса» на 25% больше площадью. Кроме того, уменьшение лобовой проекции вероятность поражения танка, правда, особенно актуально это было в момент создания в 60 – 70-е годы, когда создавался Т-64, идеология которого применяется на всех серийных отечественных танках. С массовым распространением за рубежом лазерных дальномеров, тепловизионных прицелов и автоматизированного СУО роль лобовой проекции в аспекте снижения вероятности попадания уменьшилась.

Около трех десятилетий с 1940 по 1969 годы создавались и производились средние и тяжелые танки, непрерывно повышались основные показатели. Уровень бронезащиты возрос в 2,5...4 раза, а бронепробиваемость - в 2...3 раза. В то же время для дальнейшего роста этих показателей иссякли резервы по показателю массы. Отдельные опытные образцы танков имели массу 70 и более тонн. Это вынудило конструкторов искать новые технические решения, и они были найдены.

В конце 60-х годов был создан основной боевой танк, в котором соединились значения показателей основных свойств: огневая мощь и защищенность тяжелых танков, и подвижность средних. Это стало возможным, в том числе, и благодаря применению новых схем защиты (многослойного бронирования), применению механизмов заряжания, что позволило сократить количество членов экипажа до 3-х человек, и многим другим новациям.

Танк Т-64А ознаменовал собой целую серию машин, определив развитие танкостроения на несколько десятилетий. Именно с концепцией этого танка связано появление понятия «основной боевой танк». Развитием танка Т-64 сегодня являются танки Т-72 и Т-90, Т-80У, «Оплот».

Как мы можем видеть, благодаря применению новейших для своего времени материалов в сочетании с рациональной компоновкой, при меньшем весе отечественные танки не уступают западным по уровню бронезащиты.

Необходимо также учитывать, что бронезащиту танков необходимо рассматривать во взаимосвязи с противотанковыми средствами, так с момента принятия на вооружения танка Т-72Б в 1985 году за рубежом сменилось 4 поколения бронебойных подкалиберных снарядов, при этом защита танка так и осталась на уровне начала 90-х годов. Без регулярной модернизации бронезащиты в соответствии с новыми разработками танк будет уязвим к вновь разработанным снарядам.

Сейчас лобовая броня танков Т-80У, Т-90А выдерживает попадания наиболее массовых западных БПС М829А1, М829А2, DM-33, DM-43.

Оба танка оснащены встроенной динамической защитой «Контакт-V» разработанной в 80-е годы, которая уже не удовлетворяет современным требованиям. Для танка Т-90 и Т-90А также свойственна недостаточная площадь перекрытия корпуса и башни в пределах углов безопасного маневрирования.

Установка комплексов ВДЗ на достаточно перегруженные шасси западных танков Леопард-2 А5 и М1А2, приводит к снижению ресурса ходовой части. В последнее время, в связи с возросшими потерями в Ираке, в США на танки «Абрамс» началась установка навесной динамической защиты (ARAT-2).
http://btvt.info/4ourarticles/tank3.htm
https://pp.userapi.com/c840221/v840221669/7da01/D_c4b2ItrIk.jpg

6

Финалисты конкурса на новый ОБТ для Швеции – Леопард-2 (Усовершенствованный), Леклерк, М1А2 «Абрамс»

Некоторые выводы по испытаниям данных машин:

· Leopard 2 получил наименьшее количество штрафных баллов в номинации "живучесть", так как шведы посчитали его комбинированную броню самой лучшей из трех образцов. Кроме того у него имелось дополнительное бронирование на крыше башни, это даже перевесило отсутствие отдельной укладки (каковая имелась у М1А2). Впрочем, как только на Leclerc была установлена броня разработки компании Åkers Krutbruk, как считается, его защищенность выросла на 50-100%.

· В категории "подвижность" Leclerc занял второе место, так как расход топлива у него оказался выше чем у Leopard 2, М1А2 по понятным причинам оказался на третьем месте.

· В категории "система вооружения" Leopard 2 занял первое место за счет более высокой меткости. Lеopard 2 и M1A2 имели тепловизиооный канал в панорамном прицеле (в Leclerc только инфракрасный прожектор), а у М1А2 был еще и отдельный дневной канал.

· "Система управления" - у М1А2 имелась система управления и обмена информацией IVIS, на Leopard 2 был установлен прототип системы IFIS, у Leclerc система FINDERS видимо еще находилась в разработке.

· "Надежность" - Leopard 2 имел более высокий уровень надежности, чем М1А2, а на Leclerc еще не были до конца вылечены "детские болезни".
http://btvt.info/3attackdefensemobility … weeden.htm
https://pp.userapi.com/c840130/v840130016/841d2/-YkEpRIiTzM.jpg

7

СЕРИЯ СТАТЕЙ ИЗ ИСТОРИИ ТАНКОСТРОЕНИЯ

I часть. Первые проекты отечественных танков

Зарождение отечественного танкостроения относится к 1915 г. Первым образцом нового вида оружия, названного впоследствии танком, была четырехтонная боевая машина «Вездеход». Она была построена под руководством талантливого авиаконструктора А.А. Пороховщикова весной 1915 г. в Риге и получила положительную оценку на испытаниях, проведенных в мае-июле этого же года. За рубежом первые танки появились в сентябре 1915 г. в Великобритании и в 1916 г. – во Франции. «Вездеход» быстро двигался по прямой со скоростью 25 км/час. на одной широкой гусенице, но поворачивать почти не мог, и водитель должен был помогать ему шестом. Танк был вооружен пулеметом, установленным во вращающейся башне.

Разработка «Вездехода» осталась на уровне опытного образца.

Проект сверхтяжелого танка весом около 170 тонн создал Василий Дмитриевич Менделеев (младший сын великого русского ученого-химика Д.И. Менделеева) в 1911 – 1916 гг., толщина брони составляла 100-150 мм. Вооружен был 120-мм пушкой, помещенной в носовой части броневого корпуса, и. пулеметом, установленным во вращающейся башенке. Экипаж состоял из 8 человек.

Сорокатонный колесный танк, построенный под руководством Н.Н. Лебеденко в 1917 г. недалеко от Дмитрова в Подмосковье, назвали «Царь» в честь императора Николая II. В его создании принимали участие известные русские ученые Н.Е. Жуковский и Б.С. Стечкин. Он был похож на увеличенный раз в десять артиллерийский лафет. Диаметр колес достигал девяти метров. В танке было два орудия и несколько пулеметов. На испытаниях он завяз, проехав всего несколько метров.

Над созданием бронированных машин независимо друг от друга в 1914 – 1917 гг. работали и другие русские конструкторы и изобретатели, среди которых были А. Васильев, В.А. Казанский, В. Коновалов, Н.А. Гулькевич и поручик Быковец. В детально разработанных проектах были предложены смелые и оригинальные технические решения, часть из которых была реализована много лет спустя.

Особенностью полугусеничных автомобилей Н.А. Гулькевича являлось применение металлических гусениц, наличие силовой передачи не только гусеничному движителю, но и к передним колесам. Вооружены ни были двумя пулеметами. В трудных условиях средняя скорость движения равнялась 9-10 км/час., при движении по хорошей дороге 20-22 км/час. Вес полугусеничного бронеавтомобиля был равен 5,3 т. Экипаж составлял 5 человек. Бронеавтомобили выпускались на Путиловском заводе в 1915 – 1916 гг.

В начале 1915 г. изобретатель В.А. Казанский предложил создавать боевые вездеходы в виде вооруженных пулеметами бронированных колесных тракторов, предназначавшихся для разрушения проволочных заграждений. По мнению автора, для обеспечения необходимой проходимости следовало применять на тракторах колеса большого диаметра.

Несмотря на наличие проектов и опытных образцов, на вооружении русской армии во время Первой мировой войны не было ни собственных, ни иностранных танков. Хотя в 1917 г. правительство царской России рассматривало вопрос о закупке у французской фирмы «Шнейдер» до 390 танков, эти планы так и не были реализованы из-за обострившейся до предела внутриполитической обстановки в стране.

Дальнейшая история отечественного танкостроения продолжилась после Октябрьской революции 1917 г.
http://t-digest.ru/2017/11/02/pervye-pr … yx-tankov/
https://pp.userapi.com/c846221/v846221829/20add/PSoR4lL-WNM.jpg

8

Наводчик-оператор

Этот новый термин появился с появлением на этапах ОКР по противотанковым комплексам с управляемыми ракетами, подчеркивая существенные отличия в действиях наводчика в сравнении с традиционным пушечным вооружением: теперь только после производства «выстрела» начинался наиболее ответственный этап наведения.

Как показала практика, выработанные десятилетиями конструкторские решения мест размещения наводчика не являлись удовлетворительными для выполнения новых функций – при движении танка по пересеченной местности наводчик из-за отсутствия подлокотников вынужден бороться дополнительно с непроизвольным движением рук от действующих перегрузок.

Танки видели все, но вряд ли кто обратил внимание на то, как сидел в отечественном танке наводчик. Сиденье - круглый пяточёк, свободно, без какой–либо фиксации, вращающийся (с целью регулировки по высоте); подножка выполнялась в виде подпружиненной «палочки», мгновенно принимающей вертикальное положение как только ноги по какой-то причине с нее соскакивали. В этот момент за целостность ног отвечал только случай: они могли попасть в торсионы подвески при включенном стабилизаторе в случае поворота танка.

При всей очевидности проблемы на об.150 (будущем ИТ-1), который был на базе танка Т-62, ГК машины Л.Н.Карцев обозначил свою позицию весьма своеобразно: под конкретного наводчика (им называлась определенная фамилия) он готов изготовить любое кресло, однако при серийном производстве он такого отступления не допустит.

Однажды при проведении рутинных проверок на объекте 150 я был вынужден уйти для срочного решения проблем по закрепленным за мной тематическим работам и место наводчика занял капитан Е.П.Маслов, мой товарищ по работе. И хотя я ему еще раз напомнил об осторожности общения с этой машиной, потребовалось не более 20 минут, чтоб его ноги заклинили башню.

К сожалению, эти травмы определили все неприятные события его последующей жизни и даже, отчасти в какой-то мере, смерти.
Срочно изготовили «кресло-времянку», подлокотниками которого являлись торцы 5-милиметровых листов стали, на которых уже травмировался сам.

В последствии «кресло» наводчика-оператора стало неотъемлемой частью истребителя танков.

Вот такая оказалась дорогая цена за введение примитивного «кресла».

Геннадий Пастернак
https://sun4-11.userapi.com/c856024/v856024743/1175d0/8ei2XOHCiEg.jpg

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

9

Т-64 vs Т-72 vs Т-80

Сегодня не буду писать о СУО, перечислять мм предположительного бронирования, искать грязное бельё в истории разработки и лоббирования интересов заводов, а коснусь надёжности. Если касаться этого параметра, то стереотипное мнение звучит так:

"Т-64 ненадёжный хлам, у Т-72 неубиваемая ходовая, но двигатель от Т-34 (при особо клинических случаях - авиационный Испана-Суиза) ломается через 100 м, Т-80 вообще топчик".

Копая информацию по эксплуатации советской троицы ОБТ, удалось пообщаться как с танкистами, юзающими танки, так и с ремонтирующим эти машины персоналом. И большинство из этих людей так или иначе сталкивались с разными танками. И чтобы вы могли подумать? Каждый хорошо знающий свою машину танкист считает её вполне надёжной (если, конечно, она не убита в ноль годами без капремонта). В то же время, поюзав танк-конкурент, сразу вылезают то тут, то там ненадёжные узлы, детали, сыпется ходовая, не запускается двигатель вроде в самой простой ситуации. Вывод из всего этого прост - Т-64, Т-80 и Т-72 выпуска 80-х годов, т.е. когда их довели до ума, при равноподготовленных экипажах и в равноубитом состоянии имеют равный уровень надёжности.

Откуда же тогда пошла слава Т-64 как коробки с болтами? Первые серии были явно сырыми - всё-таки новейший и самый совершенный танк своего времени, детские болезни не могли не появиться. Но после доработок стал сказываться фактор подготовки экипажей - ведь на 64-ку сажали людей, только что катавших дубовые Т-54, Т-55 и Т-62! Поспрашивал человека, ставшего свидетелем массового выхода 64Б из строя, и, внезапно, оказалось, что экипажи имели минимальный опыт службы на 64-ке и особой подготовки не проходили.

Почему же такого не было с Т-72? Основные претензии у 64-ки были к двигателю и ходовой. 72-ка же имела, хоть и модернизированный, но в плане обслуживания и поведения знакомый танкистам дизель, а ходовая как была откровенно дубовой, так ей и осталась. Т.е. всё своё, родное, освоенное. Претензии в надёжности двигателя пошли, внезапно, с дивана, т.е. к реальности имеют мало общего.

У 80-ки судьба сложилась иначе. Танк появился на десятилетие позже 64-ки, когда войска к ОБТ уже привыкли, в экипажи набирали грамотных старослужащих и офицеров, а на 80-ки люди переходили не со старых средних танков, а, зачастую, с Т-64 и Т-64А, либо получали отличную подготовку. Да и высокий ресурс ГТД делал своё дело. В то же время, резко пересевшие с 64-ки на Т-80БВ жалуются на... ненадёжную ходовую! Да-да-да, привычные к Т-64БВ танкисты быстро ломают торсионы Т-80БВ, хотя, по легендам, должно быть иначе. В свою очередь, от опытных 80-чиков таких проблем не слышно.
https://sun1-97.userapi.com/b0yi2EfJjZ3Zu9aTPkkX8iddDwAvuUvUVOnScA/WOVZC_ku_28.jpg

10

К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ТАНКОВ

Актуальной проблемой в современных условиях является модернизация существующих танков. Наибольший эффект дает совершенствование системы управления огнем и наличие управляемого вооружения. Проблема модернизации танков - предмет, вызывающий постоянный интерес специалистов. В настоящее время существует достаточное количество проектов, предусматривающих улучшение характеристик, как ходовой части, так и вооружения, являющегося наиболее динамичной составляющей и обеспечивающего наибольший прирост эффективности. Как правило, большинство проектов в этой области предусматривает модернизацию системы управления огнем (СУО) с целью повышения точности стрельбы неуправляемым вооружением, расширение условий применения (в первую очередь обеспечение стрельбы ночью) и существенное повышение функциональных возможностей командира. По этому пути идут практически все разработки систем управления огнем на Западе. Однако ни в одной известной нам системе не реализована возможность применения управляемого вооружения, хотя на сегодняшний день совершенно очевидны его преимущества. Кратко они сводятся к следующему:

1. возможность упреждения противника при встречном бое танков и обеспечение их поражения до входа в зону эффективного огня танковых пушек;

2. поражение широкой номенклатуры целей (танков, БМП и БТР, вертолетов, ДЗОТов), что существенно повышает возможность танка как универсального боевого средства;

3. отсутствие нужды в высокобаллистическом орудии при обеспечении эффективной дальности стрельбы, превосходящей лучшие бронебойно-подкалиберные снаряды, что открывает новые возможности повышения таких характеристик, как защита и маневренность;

4. качественное повышение эффективности устаревших по вооружению танков, что позволяет продлить их жизненный цикл и дать значительную экономию финансовых средств.

В настоящее время имеется достаточно большой парк боевой техники, обладающей значительными ресурсами ходовой части, устаревшими вооружением и системой управления огнем. Это российские танки Т-55, Т-62, Т-72М, зарубежные М60А1, Леопард-1 и другие. На рис. 1, 2, 3 приведены конечные результаты существенного повышения точности и увеличения номенклатуры поражаемых целей. При всей очевидности вопроса представляет интерес адекватность теоретических рассуждений практическим результатам. В этом плане показательны результаты доработки и испытаний российского танка Т-62, проведенных в одной из стран с жарко-пустынным климатом. Модернизация танка включала размещение на нем системы управления огнем, разработанной для БМП-З с одновременной доработкой силовой стабилизации башни с целью повышения точности. В состав СУО входят: прицел-прибор наводчика с двухплоскостной стабилизацией линии визирования и информационно-визирным каналом, лазерный дальномер, баллистический вычислитель с системой датчиков, блок сопряжения с доработкой электроники управления силовым стабилизатором. Наличие этой системы позволило существенно повысить точность неуправляемого вооружения и обеспечить стрельбу с места и с ходу управляемым вооружением. Объектом модернизации был танк Т-62 1965 года выпуска. Проведенные доработки позволили устранить основные неисправности и разместить на нем автоматизированную систему управления огнем (фото 1). Испытания включали два этапа: стационарные и стрельбовые (фото 2, 3). При стационарных испытаниях проводились проверки:

- юстировки прицелов и дальномера с пушкой;

- точности стабилизации оружия;

- решений баллистического вычислителя;

- синхронизации.

Указанные проверки проводились до начала и по окончании испытаний, до и после марша (6- 7 км ), проходившего с включенной системой управления огнем со скоростями порядка 25- 30 км/ч , и после стрельб с места и с ходу различными типами боеприпасов (бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными, управляемыми). Как после пробега, так и после стрельб выверки остались практически неизменными. Это свидетельствует о "жесткости" системы, малой чувствительности ее к воздействию внешних факторов.

Стрельбовые испытания включали:

- проверку безопасности, а также устойчивости параметров системы при стрельбе темперированными выстрелами;

- определение средней точки попадания осколочно-фугасного и бронебойно-подкалиберного боеприпасов при стрельбе на дальность 1000 м с определением начальной скорости и технического рассеивания;

- определение рассеивания осколочно-фугасных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов;

- определение точности стрельбы при выполнении различных задач неуправляемыми боеприпасами: стрельба при крене, стрельба в движении (фронтальном и фланговом);

- стрельбу выстрелами с управляемыми снарядами.

Результаты стрельб показали следующее.

1. При стрельбе темперированными (+50oС) бронебойно-подкалиберными снарядами (БПС) при крене танка ~10o и развороте башни на 90o в сторону, противоположную крену, и максимальном угле возвышения пушки длина отката составила 400- 405 мм при допустимой величине 430 мм .

После воздействия максимального ударного импульса работоспособность установленной на танке СУО обеспечивается. Изменение юстировки составило менее 0,4 мрад (допустимое 0,6 мрад). Подтверждена безопасность работы экипажа.

2. Пристрелка подтвердила малое значение разброса начальной скорости и высокие характеристики технического рассеивания системы Ет бпс = 0,09-0,15 т.д. Ет офс = 0,11-0,19 т.д.

3. Стрельба с места по неподвижной цели проводилась на различные дальности, с неподготовленных позиций по щиту размером 6х6. При стрельбе танк имел крен и дифферент до 6o. При этом:

- при стрельбе бронебойно-подкалиберными боеприпасами на дальности 1600- 2000 м суммарная ошибка составила 0,09-0,25 т.д.;

- при стрельбе осколочно-фугасным боеприпасом на дальности 1500- 1800 м суммарная ошибка составила 0,13-0,27 т.д.

4. Стрельба с ходу по неподвижной цели проводилась по щиту размером 6х6 м при фронтальном и фланговом движении со скоростью 15- 20 км/ч . При этом:

- при стрельбе бронебойно-подкалиберным боеприпасом и фронтальном движении на цель (Дср © 1300 м ) суммарная ошибка составила 0,1-0,22 мрад;

- при стрельбе осколочно-фугасным боеприпасом и фронтальном движении на цель (Дср © 1300 м ) суммарная ошибка составила 0,21-0,51 т.д.;

- при стрельбе бронебойно-подкалиберным боеприпасом и фланговом движении на цель (Дср = 1300 м ) суммарная ошибка составила 0,35-0,6 т.д.;

- при стрельбе осколочно-фугасным боеприпасом и фланговом движении на цель (Дср © 1300 м ) суммарная ошибка составила 0,43-0,48 т.д.

Результаты испытаний показывают, что размещение на танке Т-62 автоматизированной системы управления огнем существенно повышает точность стрельбы и дает танку новые возможности.

5. Стрельба управляемой ракетой проводилась с места и с ходу на скорости 15 км/ч при фронтальном и фланговом движении на различные дальности по щиту. Результаты стрельб приведены в таблице.

Таким образом, управляемое вооружение подтвердило высокую надежность и точность на всех дальностях с места и с ходу при чередовании со стрельбой неуправляемыми боеприпасами танка.

Выводы

1. Актуальной проблемой в современных условиях является модернизация существующих танков. Наибольший эффект дает совершенствование системы управления огнем и наличие управляемого вооружения.

2. Принципиально важным при выборе варианта модернизации является подтверждение теоретических посылок практическими стрельбами.

3. Испытания танка Т-62, модернизированного с использованием системы управления огнем БМП-3, показали высокую стабильность параметров СУО и высокую точность при стрельбе как управляемым, так и неуправляемым вооружением при стрельбе с места и с ходу при фронтальном и фланговом движении:

- суммарные ошибки стрельбы неуправляемым вооружением с места составили 0,17-0,27 мрад, при стрельбе с ходу - 0,32-0,48 мрад;

- при стрельбы управляемым вооружением с места и с ходу обеспечена 100-процентная вероятность попадания в цель.

4. Предложенная СУО и управляемое вооружение могут быть использованы на различных российских и зарубежных танках с пушками калибра 100-125 мм .
https://sun9-66.userapi.com/impg/fDeXf0ePHUE4MpCOusEt3nP63D4FC1u-_epKQA/uuLzBxJTSwY.jpg?size=1200x800&quality=96&proxy=1&sign=d7416ba40d3b78ec193159ea07fcab52&type=album

11

Генсек НАТО призывает оснастить танки солнечными батареями

Глава НАТО считает, что такая модернизация боевых машин будет выгодна не только с точки зрения экологии, но и военной логистики.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил мнение о том, что армии государств мира являются одними из крупнейших источников вредных выбросов в атмосферу. Сообщает издание The National Interest (NI).

По мнению Столтенберга, необходимо разработать возможность оснащение танков и прочей тяжелой военной техники солнечными батареями. Глава Североатлантического альянса считает, что такая модернизация боевых машин будет выгодна не только с точки зрения экологии, но и военной логистики.

Как сообщает издание NI, на недавней онлайн-конференции, посвященной перспективам военного и торгового сотрудничества, Столтенберг отметил, что современные танки и боевые корабли потребляют слишком много ископаемого топлива. Поэтому, как один из вариантов выхода из ситуации, глава НАТО предложил использовать альтернативные виды горючего, солнечные батареи и другие современные технологии. Это, по мнению Столтенберга, позволит не только в определенной мере решить экологический вопрос, но и существенно снизит топливную зависимость.
https://sun9-69.userapi.com/impg/nM-F6H5bIj3fKtOrTN3B96lJz_A1142wGYM0cA/SmaqJTRHjIs.jpg?size=1010x568&quality=96&proxy=1&sign=9b387b3fbb435b6ed6915f6096f4044e&type=album

12

Раскрыт план США по тотальному уничтожению российских танков

https://static.mk.ru/upload/entities/2021/03/10/17/articles/detailPicture/b0/32/b0/03/fb2adc239ce251444a559f7837831a43.jpg
В Пентагоне американские военные специалисты работают над секретным проектом Assault Breaker 2, который посвящен стратегии на срыв быстрого наступления России и Китая в ходе возможной войны, сообщает Forbes. Первая часть проекта планировалась в 1970-е годы, когда война с СССР выглядела вполне вероятной. В рамках плана ставилась задача по выработке действий по сдерживанию наступательного потенциала танковых соединений.

Бывший замминистра обороны США Боб Уорк как-то обмолвился о содержании такого плана. «Он предусматривал применение самолетов обнаружения и целеуказания, уничтожающих цели ударами по большим площадям, а также баллистических ракет класса «поверхность–поверхность» с самонаводящимися противотанковыми суббоеприпасами», – утверждал военный. Сейчас США хотят получить такую же систему, которая способна уничтожить танковые массы России и Китая, если горячий конфликт с ними станет реальностью.

Стратегия Assault Breaker 2 направлена на выведение из строя максимально числа средств противника до тех пор, пока в бой не вступят традиционные комплексы вооружений США и их союзников. В рамках данного проекта будут использоваться старые радиолокационные системы и системы наведения, которые получат новые приборы и сетевые технологии.

В такую систему будут интегрированы установки с ракетами разной дальности. «Если связать эти и другие аналогичные системы воедино, то теоретически можно будет обнаруживать, осуществлять наведение и наносить удары по большому количеству танков и кораблей, делая это очень быстро», – говорится в материале. Суть данной системы – сорвать наступление противника, причем сделать это максимально быстро.

МК (Московский комсомолец)

13

ТОП от ОвВ:

В этом ТОПе собрано 10 отечественных технологий от которых в своё время отказались, но позже по разным причинам вернулись и продолжают использовать в наши дни.

10-е место. Решетчатые экраны

Решетчатые экраны, условно называемые «кроватная защита», применяли ещё в годы Великой Отечественной войны при штурме Берлина. После войны подобная защита встречалась крайне редко и устанавливалась по большей части кустарно (Афганистан, Чечня). Серийно решетчатыми экранами стали оснащать Т-72Б3 начиная с 2016 года, а также Т80БВМ и Т-14.

9-е место. Тепловизионные прицелы

Не смотря на то, что первые тепловизионные прицелы в СССР были разработаны в середине 80-х годов, устанавливать их начали только в начале 90-х, да и то мелкой серией (Т-90). В последующие годы промышленность показала несколько образцов, но в серию они не пошли. Вернулись к прицелам с ТПК только в 2006-09 гг., закупив у Франции тепловизионные камеры.

8-е место. ЗПУ

В конце 50-х годов военные отказались от ЗПУ на танках. Связано это с тем, что против реактивных истребителей ЗПУ была бесполезна, а для поражения пехоты хватало спаренного пулемёта. Но в 60-е годы с появлением противотанковых вертолётов ЗПУ вновь вернули.

7-е место. 7-микатковая ходовая

Последний советский танк, у которого было 7 пар опорных катков, стал Т-10М. После отказа от тяжёлых танков нужды в подобной платформе не было. Но сейчас, во время модернизации старых машин, 7-ой каток был бы как нельзя кстати, так как старая ходовая не справляется с возросшей массой. В итоге 14 опорных катков появилось у Т-14 с общей массой ок. 54 т.

6-е место. Прицелы с двухплоскостной стабилизацией

Технологично сложные прицелы наводчика с двухплоскостной стабилизацией линии визирования разработали в нашей стране в 50-х годах и начали устанавливать серийно на Т-10М. К примеру, в США подобные прицелы серийно получил только М1А2 в начале 90-х. Правда после Т-10М, об этих прицелах забыли до 1976 года, когда на вооружение поступил Т-64Б с прицелом 1Г42.

5-е место. Стабилизированные прицелы

Стабилизированный прицел ТОС-1 появился на танке Т-26 в 1938 году. Из-за начала войны от столь сложной и дорогой технологии отказались. Вернулись к стабилизации спустя 10 лет и уже на танке Т-54А прицел вместе с орудием был стабилизирован в вертикальной плоскости, а у Т-54Б в двух плоскостях. Стабилизированный прицел с независимой стабилизацией ТПС-1, появился только у Т-10Б в 1957 году.

4-е место. Телетанки

Трудно в это поверить, но в середине 30-х годов в нашей стране разработали несколько безэкипажных танков - ТТ-18 и ТТ-БТ-7. Они получили название телетанки. Управление машиной производилось дистанционно с помощью танка управления. Данные технологии опередили своё время на 80 лет. Только в наше время появились серийные ударные боевые дистанционные модули и ряд проектов беспилотных танков.

3-е место. Панорамный прицел

Панорамный прицел устанавливали ещё на советские танки Т-34 и КВ. По сути это был простенький круговой прибор наблюдения командира. Причём поворачивалась только головка прибора, а сам командир оставался неподвижен. После этого подобные приборы исчезли с наших танков на 70 лет. Вновь установку панорамных прицелов возобновили для биатлонных Т-72Б3М, позднее панорама появилась на Т-14 и Т-90М.

2-е место. КАЗ

Первый в мире серийный КАЗ – 1030М «Дрозд», был разработан в СССР в середине 80-х годов. Его устанавливали на Т-55, получивших индекс Т-55АД. Также Дрозд в единичных экземплярах устанавливался на Т-62. С распадом СССР КАЗы прекратили устанавливать на отечественные танки. Только у Т-14, выпущенных мелкой серией, появился КАЗ – «Афганит». В 2019-20 гг. планируется установка КАЗ «Арена» и на другие танки.

1-е место. Дистанционные крышки на прицелах

По логике дистанционные бронестворки на прицеле самое простое нововведение, которое можно интегрировать в современный прицел. Если дистанционная ЗПУ появилась у танка Т-64А ещё в 1972 году, то дистанционная крышка только в начале 80-х годов у ППН 1К13. После этого про подобные механизмы забыли и даже новые прицелы оснащались обычными крышками на болтах. Только в этом году у Т-72Б3 были замечены прицелы с дистанционными бронестворками. Также они есть у Т-14 и Т-90М.
https://sun9-28.userapi.com/impf/c855720/v855720183/142abc/PeDubcgp12k.jpg?size=800x425&quality=96&sign=555619cd7b6d751f1fc90c774264cb59&type=album

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » О танках (статьи)